Главная Международный обзор Круче только боги: Образы динамической архитектуры в высотном строительстве

Круче только боги: Образы динамической архитектуры в высотном строительстве

Круче только боги: Образы динамической архитектуры в высотном строительстве

Архитекторы нового столетия интенсивно искали нетрадиционные формы и образы для зримого воплощения идей наступившего века. Но создание принципиально нового не всегда совпадает с календарными датами смены веков и даже тысячелетий. Формирование стратегии успеха необычного замысла зависит от множества факторов. А возникновение моды на различные формы и стили в архитектуре во многом зависит от возможностей строительной индустрии. В начале XXI века совпало сразу несколько факторов, способствовавших развитию пристального интереса к новым разработкам в высотном строительстве. Высотная гонка 1990-х привела к тому, что чисто арифметическими показателями высоты поразить мир становилось все труднее. Параллельно было выработано достаточное количество инженерно-технических решений, позволивших совершить качественный скачок на новый уровень технологических возможностей в практике возведения высотных зданий. Совершенствование компьютерных программ в области проектирования и строительства дало архитекторам 2000-х новый инструментарий, в результате чего мир обогатился яркими и запоминающимися высотными проектами. 

Одной из наиболее эффектных тем оказалась идея закручивающихся, или спиральных, высотных зданий. Закрученные башни и изгибающиеся небоскребы напрямую связаны с понятием динамической архитектуры. Это словосочетание в контексте разговора о высотной архитектуре появилось на рубеже 2000-х и отразило тенденцию развития строительной технологии, позволяющей создавать драматические формы башен с различными вариантами сдвигов этажей вокруг вертикальной оси. 

Само понятие «динамической архитектуры» складывалось в мировой практике на протяжении всего ХХ века и воспринималось как модификация более широкого понятия «кинетическая архитектура». Последняя понимается как архитектура зданий, изменяющихся во времени. Прообразами современных кинетических зданий были знаменитая вращающаяся Башня III Интернационала Владимира Татлина и здание газеты «Ленинградская правда» Константина Мельникова. Хотя оба проекта никогда не были реализованы, оба оказали огромное влияние на развитие архитектурных идей во всем мире. Размышления об удобствах и преимуществах такой динамической системы функционирования зданий даже нашли свое ироничное отражение в отечественной литературе. В книге «Незнайка в Солнечном городе» Николай Носов устами своих героев выстраивает наглядную градостроительную утопию города будущего, где отдельные жилые здания вращаются в течение суток ради оптимизации использования пространств и удобства жителей. 
 

С полным содержанием этого номера Вы можете ознакомиться здесь

Полную версию статьи Вы можете прочитать в нашем печатном издании или подписавшись на электронную версию нашего журнала

strelka Текст: Марианна Маевская