Главная Строительство Над сенью сакуры

Над сенью сакуры

Над сенью сакуры

Неотъемлемой частью облика Страны восходящего солнца были и остаются пагоды. Они стали первыми высотными сооружениями Японии. Своими конструктивными характеристиками, гармонией художественного образа, многогранностью символического значения пагоды, безусловно, выделяются из общего ряда традиционной архитектуры Японии и являются общепризнанным символом красоты и гармонии в архитектуре. 

На протяжении многих веков главным образом пагоды формировали силуэт Японии, создавая высотные доминанты страны. И до сих пор во многих маленьких городах Японии именно пагоды, возвышаясь над всей рядовой застройкой, являются основными ориентирами в пространстве. Они часто становятся олицетворением монастыря, в котором каждая из них находится, а иногда и лицом всего города. Без преувеличения можно сказать, что до середины ХХ века именно пагоды создавали скайлайн любого японского города, получающего благодаря этим постройкам неповторимый и хорошо узнаваемый силуэт.

Пагоды в Японии начали сооружать после прихода в страну буддизма (VI век). Они представляют собой многоярусные башни культового назначения и воплощают в себе образ Священной горы как центра мира и мировой оси. Ярусы пагоды символизируют ступени восхождения на Небеса, а уменьшающиеся размеры каждого верхнего яруса по сравнению с предыдущим – движение вверх, в бесконечное и безграничное пространство.

О скрытых смыслах, заключенных в художественном образе пагоды, о ее символике пишет известный исследователь-японовед Т.П. Григорьева: «В архитектуре пагоды запечатлен принцип цикличности, круговращения по спирали, который является универсальным для японцев, который можно обнаружить и в храмовой архитектуре, и в классических повестях, и в знаменитых поэтических антологиях, и в структуре отдельного стихотворения, потому что таков принцип видения мира».

С полным содержанием этого номера Вы можете ознакомиться здесь

Полную версию статьи Вы можете прочитать в нашем печатном издании или подписавшись на электронную версию нашего журнала

strelka Текст: Нина Коновалова