Главная Управление Размышления о самом актуальном в архитектуре и архитектурном образовании

Размышления о самом актуальном в архитектуре и архитектурном образовании

Размышления о самом актуальном в архитектуре и архитектурном образовании

Об особенностях, проблемах и перспективах современной архитектуры и архитектурном образовании нам рассказал академик и вице-президент РААСН по направлению «Архитектура», заслуженный архитектор РФ, почетный архитектор России, доктор архитектуры, профессор, проректор по научной работе МАРХИ Георгий Васильевич Есаулов.

Окончание. Начало читайте в № 3, 2019 г.

Многие ли отечественные школы готовят архитекторов? Можно ли выделить центры современного архитектурного образования в России?

Уровень архитектурного образования в нашей стране очень неравномерен. У нас 82 высших учебных заведения, которые готовят архитекторов. Из них порядка 70 – это сами вузы, а остальные – их филиалы. Центры среди них, конечно, выделяются. Прежде всего это МАРХИ – Московский архитектурный институт (государственная академия) в Москве, Архитектурно-строительный университет в Санкт-Петербурге, архитектурные школы в Нижнем Новгороде, Самаре, Казани, Екатеринбурге, в определенной мере Новосибирская школа. Есть сильные архитекторы и в Иркутске, и в Красноярске. Концентрация творческого потенциала есть и во Владивостоке, а также в Ростове-на-Дону. Все это в совокупности очень радует. Но, с другой стороны, эти школы сейчас стали частью больших университетов, в чистом виде архитектурным вузом остался один МАРХИ. 

Эта ситуация сказывается на качестве образования?

Обратимся к истории. Институт гражданских инженеров (ИГИ) имеет превосходную репутацию как школа подготовки универсальных специалистов. Сейчас, может быть, универсализм востребован в меньшей степени в связи с дифференциацией профессии, но на рубеже XIX–XX веков гражданский инженер, выпускник ИГИ, умел все – от изысканий, решения задач инженерного обеспечения объекта до его проектирования и строительства. Это были универсальные специалисты. Но, выигрывая в одном, всегда проигрываешь в другом. Сегодня архитектурное образование в таких крупных школах, объединяющих отдельные факультеты в большие вузы (как в Самаре, например, или Ростове-на-Дону), переводит в иное качество взаимодействие с коллегами как на уровне образования, так и на уровне последующей деятельности. Это большая разница: университет на 10 тысяч студентов и тысяча педагогов и вуз, где много факультетов или институтов и численность студентов – уже порядка 50 тысяч, а педагогов около 5 тысяч человек – меняется сама образовательная среда.

С полным содержанием этого номера Вы можете ознакомиться здесь

Полную версию статьи Вы можете прочитать в нашем печатном издании или подписавшись на электронную версию нашего журнала

strelka Беседовала Нина Коновалова