Главная Архитектура и проектирование Sky Cities: Вертикальный урбанизм будущего

Sky Cities: Вертикальный урбанизм будущего

Sky Cities: Вертикальный урбанизм будущего

В начале XXI века, со строительством ряда меганебоскребов высотой более 500 м, обозначились тупиковые проблемы в небоскребостроении, связанные с планировочными и техническими ограничениями: вертикальным транспортом, эвакуацией, противопожарной и антитеррористической безопасностью объектов, а также со сложнейшей логистикой строительного производства, влияющей на сроки и запредельную итоговую стоимость квадратного метра, что делает такие проекты единичными, нерентабельными, и потому практически бесперспективными с экономической точки зрения и не энергоэффективными с технической. 

Это связано с тем, что меганебоскребы являются, по сути, крайне удлиненными версиями планировок обычных высотных зданий с центральным ядром, а такая планировка имеет определенные ограничения. Например, сейчас невозможно, с учетом проектных колебаний здания от ветра с амплитудой 1/500–1/1000 высоты, построить лифтовую шахту выше 600 м не столько из-за огромного веса тросов, сколько из-за того, что проектное отклонение стен шахты от вертикали при таких амплитудах уже угрожает целостности самих тросов и механизмов. Полная эвакуация населения небоскреба с высоты более 500 м по двум-трем лестницам физически затруднительна, а для многих вообще невозможна. При высокой типизации этажей средняя скорость возведения небоскреба – примерно 

1 этаж за неделю, но при этом с увеличением высоты эта скорость начинает заметно снижаться (борьба с гравитацией во время строительства обходится весьма дорого!), поэтому срок возведения меганебоскреба высотой, скажем, 200 этажей будет не в 4 раза длиннее строительства 50-этажной башни, а раз в 5–7 длиннее, то есть речь идет о сроке строительства, равном среднему сроку окупаемости среднестатистического проекта (7 лет), что априори делает проект убыточным. Самая высокая на настоящий день башня «Бурдж-Халифа» в Дубае была реализована, с одной стороны, благодаря личному финансовому спонсорству шейха Халифы, именем которого и была названа, с другой – 
за счет продажи квартир и офисов с видом на башню в прилегающих к ней кварталах, реализованных тем же девелопером Emaar. Как одиночные проекты меганебоскребы, как правило, убыточны, если говорить о строительстве как о бизнесе. Для дальнейшего роста зданий выше 600 м и при этом обеспечения их технической и финансовой жизнеспособности необходима совершенно иная объемно-пространственная концепция. 
 
 

С полным содержанием этого номера Вы можете ознакомиться здесь

Полную версию статьи Вы можете прочитать в нашем печатном издании или подписавшись на электронную версию нашего журнала

strelka Текст: Филипп Никандров, Главный архитектор ЗАО «ГОРПРОЕКТ»