Дворец Советов: проект главного здания страны
Идея строительства «главного здания страны» родилась еще на заре становления советской власти. В 1922 г. на I Съезде Советов был принят Декрет о создании Союза Советских Социалистических Республик, идею создания архитектурного символа которого озвучил Киров: «Скоро потребуется для наших собраний, для наших исключительных парламентов более просторное, более широкое помещение. Я думаю, скоро мы почувствуем, что под этим огромным куполом уже не умещаются великие звуки «Интернационала». Я думаю, скоро настанет время, когда на этих скамьях не хватит места делегатам всех республик, объединенных в наш Союз. Поэтому от имени рабочих я бы предложил нашему ЦИКу в ближайшее время заняться постройкой такого памятника, в котором смогли бы собираться представители труда». Так, в ознаменование появления нового союзного государства было решено возвести в Москве грандиозный Дворец Советов, призванный стать «эмблемой грядущего могущества, торжества коммунизма не только у нас, но и там, на Западе» и величайшим монументом своей эпохи.
Впервые замысел возведения знакового сооружения возник уже в 1918 году, когда в честь победы пролетариата планировали построить гигантский дворец непременно новой передовой архитектуры, который, по словам известного исследователя архитектуры русского авангарда С.О. Хан-Магомедова, должен был стать «грандиозным памятником Великой революции». Именно таким сооружением проектировалась «Башня III Интернационала» Татлина в Петрограде (1919 г.), однако финансовые трудности и остывший интерес руководства к архитектуре авангарда сослужили проекту плохую службу, и от постройки было решено отказаться. Пришедший ему на смену Дворец Советов был призван отразить уже не бунтарский дух октябрьского переворота, а светлые идеалы и величие нового государства.
Политическое и культурное значение намечавшейся стройки было огромным. Дворец сравнивали с крупнейшими творениями мировой архитектуры, которые должны были уступить символу социалистического строительства как по масштабам и высоте, так, конечно, и по значению. Несколько конкурсных этапов предварительного отбора дали множество интереснейших проектов и оказали значительное влияние на творчество не только отечественных, но и зарубежных архитекторов.
В 1931 году, после архитектурного конкурса, целью которого было установление общей концепции будущей постройки, организуется Всесоюзный открытый конкурс, фактически превратившийся в мировой. Из 160 внесенных на него проектов 24 были от зарубежных архитекторов, а 112 представляли собой предложения трудящихся. Конкурс отчетливо выявил три основных архитектурных направления, в которых развивались творческие поиски ведущих зодчих этого времени. Конструктивизм был представлен проектами братьев Весниных, М. Гинзбурга, И. и П. Голосовых. И. Жолтовский и его последователи ориентировались на освоение и развитие принципов архитектурной классики. Третье творческое направление наиболее полно выразилось в проекте Бориса Иофана.
С полным содержанием этого номера Вы можете ознакомиться здесь
Полную версию статьи Вы можете прочитать в нашем печатном издании или подписавшись на электронную версию нашего журнала
Текст: Нина Коновалова