Америка: небоскребы нового тысячелетия
Американское высотное строительство ХХ столетия и сегодня является эталонным для большинства стран. Художественные достижения и конструктивные приемы, опробованные здесь при возведении небоскребов, составляют золотой фонд мирового высотного строительства. Что же происходит в высотной архитектуре США в новом веке? Появляются ли захватывающие новаторские идеи, уникальные технологии и небанальные решения? В нашем небольшом обзоре мы попытались представить наиболее яркие фрагменты новейшей палитры возведения американских небоскребов.
Прежде всего, следует упомянуть, что для самой идеи необходимости продолжения строительства небоскребов в США чрезвычайно важными оказались в начале нового века сразу несколько факторов. Во-первых, переход в XXI тысячелетие породил волну интереса к созданию зримых символов мощи и значимости достижений человечества (или отдельной компании-заказчика) посредством новых образов и технологий, появившихся на рубеже веков. Во-вторых, в это время американское общество испытало одно из серьезнейших потрясений с момента окончания Второй мировой войны.
Теракт и разрушение башен-близнецов Всемирного торгового центра 11 сентября 2001 года по своему общественному резонансу оказались сопоставимы только с шоком от действий японских камикадзе в Перл-Харборе. А поскольку произошедшая трагедия была непосредственно связана с высотками, то и требования к принципам их возведения и использования претерпели радикальные изменения. Все это заставило архитекторов и технических специалистов основательно пересмотреть и вопросы технологического порядка, и чрезвычайно детально разрабатывать варианты безопасной и эффективной эксплуатации таких сооружений.
Еще одним испытанием в новом веке стал американский, а затем и мировой финансовый кризис, существенно затронувший любые дорогостоящие и долгосрочные проекты. Многие стройки были заморожены, а перспективные планы уже утвержденных проектов – отменены. Но даже на таком тревожном фоне американское высотное строительство демонстрирует восхитительную живучесть и целеустремленность.
При этом наблюдается несколько географических точек локализации усилий команд именитых специалистов. Небоскребы продолжают проектировать и строить в вечно соперничающих Нью-Йорке и Чикаго. Крупные проекты были реализованы в Лас-Вегасе, Шарлотте, Филадельфии и других городах страны. Одним из основополагающих факторов, оказавших большое влияние на развитие этой отрасли архитектуры, следует считать особое внимание к вопросам экологии и энергосбережения.
Эта общемировая тенденция в архитектуре и строительстве особенно актуальна при возведении небоскребов, поскольку в подобных случаях «размер имеет значение» (в том числе и затрат на эксплуатацию). Если при возведении небоскребов в других странах соответствие стандартам LEED выделяется как особое преимущество, то для США соответствие Золотому или даже Платиновому стандарту LEED (Leadership in Energy and Environmental Design) к концу первого десятилетия века стало восприниматься скорее как необходимое условие появления новой успешной высотки.
Среди лидеров национального высотного строительства Нью-Йорк по-прежнему занимает особое место. Помимо пристального внимания к разработке проектов для участка на месте разрушенного WTC, ставшего главной заботой городских властей в 2000 годы, Нью-Йорк стремился обзавестись новыми высотными шедеврами и на других площадках. Наглядной иллюстрацией служит здание Bank of America Tower в Брайант-парк, завершенное в 2009 году.
Этот изысканный небоскреб высотой 366 метров в Мидтауне Манхэттена, на Шестой авеню между 42-й и 43-й улицами, обошелся в 1 миллиард долларов и стал вторым по высоте зданием в городе после Empire State Building и четвертым в стране. Проект был разработан архитекторами Р. Куком и Р. Фоксом (Cook+Fox Architects) с учетом новейших требований в области безопасности и экологической эффективности, сравнимых с лучшими мировыми показателями. Башня Bank of America – первый небоскреб, заслуженно получивший Платиновый сертификат LEED.
Полную версию статьи Вы можете скачать здесь
Текст МАРИАННА МАЕВСКАЯ, фото АЛЕКСЕЙ ЛЮБИМКИН