Главная Новости Анастасия Морозова (Autodesk) о настоящем и будущем строительства в России

Анастасия Морозова (Autodesk) о настоящем и будущем строительства в России

Анастасия Морозова (Autodesk) о настоящем и будущем строительства в России

По оценкам отечественных аналитиков, производительность труда строительного сектора России сегодня составляет около 21% производительности того же сектора в США. Чем объяснить столь неприглядную картину? Множеством факторов. Это и несовершенство законодательства, и сложность получения различных согласований и разрешений. Однако далеко не последнюю роль играют и технологии проектирования, строительства, эксплуатации, совершенствуя которые можно влиять на производительность в отрасли.

Технологией, которая уже сейчас меняет привычный уклад индустрии, дает ей серьезный импульс к росту, стало информационное моделирование сооружений ВIM (Вuilding Information Modeling). В России мы впервые стали активно говорить о ней примерно пять лет назад. В тот момент фокус был в первую очередь на трехмерной модели здания. С тех пор сфера использования ВIM стала шире, сегодня это уже детальная информационная модель объекта строительства, которая может применяться на всем протяжении жизненного цикла сооружения – от стадии концепции до проектирования, строительства и эксплуатации.

По нашим оценкам, к 2013 году примерно 17% отечественных проектных и строительных компаний уже в той или иной степени внедрили технологию информационного моделирования. В Северной Америке такой же уровень проникновения технологии наблюдался в 2007 году. С тех пор американский рынок ВIM вырос в четыре раза. В России мы ожидаем как минимум трехкратный рост в ближайшие два года. Стоит учесть, что за последние годы программные продукты, реализующие технологию BIM, стали совершеннее, обрели множество практичных, эффективных инструментов, поэтому такой прогноз можно даже назвать консервативным.

Технология информационного моделирования: будущее или настоящее?

Сегодня на ВIM уже перешли наиболее инновационные компании. Консервативные и большие предприятия находятся на переходном этапе. Они уже осознали необратимость изменений и выбирают оптимальный метод перехода. Фокус дискуссии сместился с самой технологии и целесообразности ее использования на методы внедрения. Этот вопрос критически важен: ни одна компания не может прервать свой производственный процесс. Поэтому внедрение должно быть плавным и учитывать особенности предприятия.

Можно ли получить отдачу от ВIM уже на первом проекте? Такой вопрос чаще всего задают директора компаний, решившиеся на внедрение технологии. При всем желании мы не можем ответить на него однозначно положительно. Переход требует инвестиций, в том числе времени, новых навыков, разработки стандартов, процессов. На ряде этапов сроки будут сокращаться в разы, но необходимость разработки BIM стандартов, классификаторов и новых процессов приводит к тому, что первый проект при правильном внедрении требует столько же времени, сколько и уже устаревшие методы. Но очевидные преимущества использования ВIM дают о себе знать на втором-третьем проекте.

Строительство спортивных объектов

Сегодня очень большое внимание приковано к строительству спортивных объектов, и мы рады видеть именно в этой области успешное применение современных технологий. Среди наших пользователей есть ряд интересных компаний, которые занимаются информационным моделированием спортивных объектов Сочи-2014 и FIFA-2018. Хотя, к сожалению, эта технология применялась не везде или не на всех этапах – мы видим примеры, когда приходилось строить трехмерную модель на основе «плоских» чертежей только для разработки систем эксплуатации объектов. Что интересно, это было экономически выгодно даже на этом этапе, но, конечно, при применении информационной модели на всех этапах, от первоначального проектирования до эксплуатации, можно было бы сэкономить на строительстве гораздо больше.

Дорожное строительство

Внедрение новых технологий в области дорожного проектирования идет значительно медленнее, чем в области проектирования зданий. Среди компаний, работающих в этой сфере, все еще доминируют 2D и плоские чертежи, не позволяющие ни автоматизировать стадию ТЭО, ни подключить анализ времени/4D или стоимости строительства/5D. Мы это связываем со структурой дорожно-строительного рынка, на котором отсутствуют вертикально интегрированные компании, заинтересованные в экономии на всех этапах работы над проектом в «бесшовной» передаче данных. К примеру, проектные институты работают исключительно над собственной узкой задачей: спроектировать дорогу и сдать документацию в бумажном виде, что требует от них законодательство. При этом последующей эксплуатацией занимаются уже другие организации, а инвестор, в качестве которого на данном этапе в основном выступает государство, вообще далек от начального этапа, т.е. проектирования.

Мобильные технологии

Неразрывно связано будущее архитектурно-строительной отрасли и с мобильными технологиями. Уже сегодня мобильные устройства начинают использоваться на российских стройплощадках. Так, в России насчитываются уже сотни тысяч пользователей бесплатного приложения для мобильных устройств AutoCAD 360, позволяющего работать с электронными чертежами в любом месте с мобильного устройства. Достаточно часто планшет можно увидеть в руках иностранных специалистов, которые приезжают на нашу стройку, к примеру, для монтажа оборудования. Однако уже сегодня многие российские девелоперы планируют в ближайшем будущем переходить на использование планшетов на стройке.

Кто будет главным драйвером внедрения новых технологий?

В первую очередь – девелоперы и вертикально интегрированные строительные холдинги, которые включаются в процесс на этапе проектирования, затем ведут стройку, а иногда продолжают работать на объекте и на этапе эксплуатации. Такие компании получают значительную экономию средств при использовании ВIM на всем протяжении жизненного цикла объекта. Еще один класс компаний – крупные промышленные холдинги, которые сами занимаются строительством, реконструкцией и эксплуатацией своих собственных производственных мощностей. По аналогии со строительными компаниями они получают огромную выгоду от технологий BIM на этапе строительства и эксплуатации, и это мотивирует их к наиболее быстрой адаптации технологий. Другим драйвером рынка становятся компании, специализирующиеся на создании информационных систем для эксплуатации зданий. В последние полгода мы отметили значительный рост количества компаний, которые переводят подобные системы с работы на основе аналоговых данных на использование в качестве основы информационной модели.