Главная Архитектура и проектирование Архитектура не знает полумер

Архитектура не знает полумер

Архитектура не знает полумер

Что характерно для сегодняшней архитектуры высотных зданий? Каковы тенденции ее дальнейшего развития? На эти и другие вопросы журнала «Высотные здания» отвечает Карлос Р. Гомес – архитектор, проекты которого отличаются неожиданными решениями.

Г-н Гомес, как вы считаете, каковы основные тенденции в развитии современной архитектуры?


Тенденции развития архитектуры обусловлены технологиями, но за последними всегда должен стоять человеческий интеллект, который их создал. В последние годы появляется много архитектурных проектов, сделанных на основании параметрических расчетов. Проекты, зиждущиеся исключительно на «привлекательном компьютерном образе» (beautiful Computer Generated Images (CGI), не имеющие под собой прочного основания, обречены на провал.

Насколько концепция будущего здания должна зависеть от особенностей национальной архитектуры и места его расположения с точки зрения ландшафтной архитектуры?

Проекты, связанные с архитектурным и ландшафтным дизайном, должны быть адаптированы к каждой конкретной местности, где их предполагается реализовать. Кроме того, здания необходимо строить с использованием соответствующих материалов и конструкций. Мы не можем продолжать использовать одни и те же строительные материалы в городах, которые располагаются в различных географических и климатических зонах. С помощью систем кондиционирования воздуха и отопления недостатки в объектах строительства сегодня компенсировать нельзя.

В вашем проекте Bamboo Skyscraper, который победил на конкурсе в номинации «Архитектура будущего», применяется способ использования сетчатых гиперболоидных башен, который был изобретен В.Г. Шуховым и запатентован в России в 1896 г. Можно ли в таком случае сказать, что «все новое - это хорошо забытое старое»? Как вы думаете, какие инновации в строительстве ждут нас в будущем?

Я родился в Барселоне - в городе, в котором свои величайшие творения создал Гауди. К слову, о гиперболоидных сооружениях, Гауди и Шухов практически одновременно, но независимо друг от друга проводили схожие эксперименты, и меня вдохновил именно каталонский архитектор. Все новое быстро устаревает, так как тенденции диктуются технологиями и рыночным спросом и предложением. Именно поэтому ответ на ваш вопрос для меня прост - природа. Самый яркий пример можно найти в повседневной жизни. Природа должна служить основной отправной точкой вдохновения, направленного на создание проектов, которые определят будущее строительства и инноваций, позволяющих его осуществить.

Можно ли назвать главным трендом архитектуры будущего экологию?

По моему мнению, в случае, если мы хотим продолжать жить на нашей замечательной планете, экология или, лучше сказать, рациональное использование природных ресурсов должно являться не тенденциями архитектуры в будущем, а выступать ее обязательными условиями.

Комплекс Bamboo Skyscraper является многофункциональным, он сочетает в себе жилые, офисные и общественные пространства. Это подразумевает нахождение большого количества людей в здании единовременно. Соответственно возникает необходимость обеспечения большого количества парковочных мест. Как вы решаете данный вопрос?

Почему для передвижений мы обязательно должны использовать автомобиль? За период с момента изобретения автомобиля в начале XX века и до его прочного внедрения в нашу жизнь стало понятно, что эволюция городов обернулась хаосом по причине колоссального числа автомобилей. В мегаполисах будущего должен быть иной вид транспорта, способного удовлетворить как индивидуальные потребности людей, так и общие потребности населения в целом. Если нам не удастся достигнуть развития в этой области, жизнь в городах станет невыносимой. Три года назад, переехав в Китай, мы, будучи иностранцами, не могли водить автомобиль с имеющимися у нас водительскими удостоверениями, поэтому я решил, что наилучшим вариантом будет использование такси, метро или велосипеда. И уверяю вас, без автомобиля я чувствую себя гораздо счастливее. Я трачу меньше денег, но посещаю те же места, что и на машине.

Архитекторы, проектирующие небоскребы, отмечают такой негативный фактор, сказывающийся на современности здания, как затянутые сроки строительства. Здание успевает устареть, пока строится. Часто ли такое бывало в вашей практике?

Задержки в строительстве небоскребов практически неизбежны в связи со многими факторами. Зачастую они связаны с обстоятельствами, не зависящими от архитектора или менеджера строительного проекта. Однако в последние годы ситуация значительно улучшилась в части сроков и экономических факторов благодаря использованию BIM в процессе осуществления архитектурных проектов. Единственным способом проконтролировать эти отклонения является индустриализация и сборное строительство зданий в заводских цехах до их непосредственного размещения на участке застройки. Именно вышесказанное являлось одной из причин создания нашего проекта Containscraper - с целью уменьшения временных затрат и расходов на его исполнение.

В концепции проекта Containscraper, предложенного для района Дхарави в индийском городе Мумбаи, максимально использована площадь застройки и решены проблемы инсоляции помещений. Это, несомненно, благотворно скажется на качестве жизни людей. Не считаете ли вы, что строительство таких доминант подразумевает дальнейшее развитие инфраструктуры района?

Вы можете представить себе дерево без корней? Оно не смогло бы ни устоять, ни получать из земли питательные вещества. То же самое можно сказать и о небоскребе, не имеющем соответствующей инфраструктуры, поддерживающей его. Строительство крупных зданий всегда должно сопровождаться инвестициями в инфраструктуру, которая должна обеспечивать этих гигантов, созданных человеком. Индия сейчас находится в экономическом и строительном кризисе, и по этой причине индийское правительство должно увеличить размер инвестиций в инфраструктуру.

Какую основную идею вы преследовали при разработке концепции этого проекта?

Данный проект привлек значительное внимание прессы в связи с неоднозначной природой его социальной роли. Мы получили множество как положительных, так и отрицательных отзывов. Мы учитываем эту критику и используем ее для улучшения своей работы. В целом главной идеей проекта является обеспечение лучшего качества жизни людей, проживающих в этой обедневшей части Мумбаи: увеличение площади апартаментов; значительное увеличение в будущем зоны общего пользования, отсутствующей на данный момент; улучшение качества потребляемого воздуха благодаря значительной высоте здания; или увеличение обзора во всех направлениях вокруг здания; постоянное стремление сохранить образ жизни проживающих в нем людей.

Строительство социального малобюджетного жилья всегда связано с какими-то финансовыми ограничениями, которые оставляют свое отражение на облике здания. Какими архитектурными, конструктивными и инженерными «излишками» пришлось пожертвовать вам?

Вы правы. Проектирование и строительство социального жилья всегда связано с экономическими ограничениями, и чаще всего в пользу функциональности урезается часть бюджета, направленного на финансирование дизайна здания. В случае Containscraper дизайн здания основан на системе блочно-модульной конструкции с использованием грузовых контейнеров. Их более низкая стоимость позволяет нам не жертвовать упомянутыми вами «излишествами» и дает возможность включить в проект другие инженерные элементы, позволяющие улучшить жизнь проживающих в здании людей, такие как переработанная вода или возобновляемые источники энергии.

Можно ли назвать небоскреб Constainscraper твистером? Какие есть плюсы и минусы у подобных типов зданий?

Наш Constainscraper не является башней-твисте- ром. Эффект вращения создается за счет смещения позиции подвижных контейнеров, изменяющих положение по ходу чередования этажей. Силуэт нашего здания начинается с постепенно расширяющейся кругообразной основы, на вершине приобретающей прямоугольную форму, но сами поэтажные планы не имеют смещения относительно центральной оси. Именно это также объясняет дешевизну нашего проекта. Мы используем подвижность грузовых контейнеров, позволяющую им изменять положение, создавая тем самым иллюзию динамичности фасада, что, в свою очередь, позволяет «индивидуализировать» каждый жилой блок, при этом сохраняя устойчивость и экономичность стандартной конструкции, что в результате дает возможность сократить сроки строительных работ.

В какой стране вам больше всего хотелось бы построить что-либо? Какой из ваших концептуальных замыслов особенно хотелось бы реализовать?

Одно из самых больших желаний каждого архитектора – реализация крупного проекта в родном городе. Для меня это Барселона. Тем не менее моя мечта осуществилась бы, если бы мне была предоставлена честь заняться строительством в таких мегаполисах, как Москва или Нью-Йорк. Данный проект требует значительных временных затрат и он еще не смоделирован, так как я всегда бросаю себе вызов, стремясь к совершенству, которого не существует.

Ваши архитектурные проекты удивляют своим нестандартным дизайном. Не хотите ли вы попробовать свои силы в дизайне, допустим, одежды или каких-нибудь дорожных аксессуаров?

Меня всегда привлекал промышленный дизайн, особенно с тех пор, как появились 3D-принтеры, позволяющие претворить в жизнь самые неожиданные идеи и создавать невероятные модели. Да, погружение в мир «неархитектурного» проектирования – это одна из моих пока нерешенных задач.

Г-н Гомес, какой бы совет вы дали молодым архитекторам, которые хотели бы стать мастерами высокого уровня?

Они должны быть мечтателями, работать со страстью и преданностью своему делу. В мире архитектуры нет полумер. Они должны выбрать свой путь и неотступно следовать до конца, без страха совершить ошибку. Тот, кто не совершает ошибок, не способен научиться чему-либо и, таким образом, не может самосовершенствоваться.

С полным содержанием этого номера Вы можете ознакомиться здесь

Эту статью Вы можете прочитать в нашем печатном издании или подписавшись на электронную версию нашего журнала

strelka Беседовал: Александр Бикин