Архитектурный авангардизм, или высотные достижения Нидерландов
Традиции строительства высотных зданий имеют в Голландии глубокие корни. Европейские архитектурные стили прошлых эпох по-разному отражались в постройках этой страны. Большое значение имеет готическая традиция, укоренившаяся в этих местах еще в XIII веке и сохранившая свою актуальность последующие три с лишним века. Ренессансные приемы возведения и, особенно, декорирования зданий проявились в голландской архитектуре в XVI веке, однако почти не затронули высотное строительство.
Наиболее значительной личностью не столь отдаленного времени, к тому же повлиявшей на выбор пути развития всей нидерландской архитектуры в XX веке, стал Х. П. Берлаге (H. P. Berlage). Группа «Де стиль» (Я. Ауд и Тео ван Дусбург) оказала существенное влияние на развитие идей авангардизма 1920-х годов, всей последующей архитектуры века не только в рамках национальной традиции, но и в общемировом масштабе.
Изыскания этих мэтров голландского искусства по применению цвета в архитектуре нашли отражение почти 80 лет спустя, в том числе и в высотных сооружениях 1990 – 2000-х годов, где яркие цветовые контрасты стали просто общим местом, тенденцией, определяющей принадлежность постройки к данному времени. Одним из наиболее свежих примеров подобного применения цвета в высотной архитектуре можно считать небоскреб Red Apple – «Красное яблоко» в Роттердаме.
Художественная философия, близкая к общерационалистическому восприятию действительности в рамках протестантской традиции, была созвучна и идеям представителей русского авангарда. Я. Ауд полагал, что здание, «хорошее с технологической и практической точек зрения, лучше красивого», тогда как и Владимир Татлин призывал развивать архитектуру, прежде всего, «не к старому, не к новому, а к нужному».
Первые довольно высокие дома появились в Нидерландах еще в конце XIX века, да и раньше многочисленные шпили и башни гражданских и культовых построек были неотъемлемой частью городского ландшафта. В последние два десятилетия количество и разнообразие новых высоток в Голландии неуклонно росло. Поэтому кажется особенно интересным рассмотреть не только постройки, но и отдельные проекты, предлагаемые сегодня для дальнейшего развития горизонтов голландских городов.
Говоря о высотном строительстве региона Северной Европы и стран Бенилюкса, справедливо будет выдвинуть Нидерланды в лидеры этого направления современной архитектуры. В силу целого ряда культурно-исторических и экономических причин, внимание к возникающим в Голландии современным архитектурным идеям как со стороны общества, так и государства, чрезвычайно велико. Поэтому многие смелые и даже радикальные замыслы получают в этой стране вполне ощутимые шансы на реализацию.
Гораздо большей свободой во многих отношениях обладают здесь и архитекторы, занимающиеся созданием высотных объектов. Все вышесказанное отнюдь не значит, что Голландия – это исключительно форпост европейского архитектурного авангарда. Многие постройки в конечном итоге становятся образчиками сугубо утилитарных и рационалистических идей. Однако именно в этой стране гораздо больше шансов для реализации каких-либо нестандартных решений, в том числе и в высотном строительстве.
В Нидерландах чаще, чем в других странах Европы, проходят апробирование разнообразные архитектурно-строительные концепции. В случае с большинством высотных зданий их абсолютные параметры вряд ли могут претендовать на особую грандиозность, однако частота разработки приемов и вариантов различных замыслов вызывает неподдельный интерес и глубокое уважение. Неслучайно в рамках именно голландской школы выросли всемирно известные современные мэтры архитектуры, такие как Рем Кулхаас или Эрик ван Эгераат.
Что уж говорить о влиянии мастеров прошедших эпох – Тео ван Дусбурга или Я. Ауда, ставших одними из основоположников идей мирового авангардизма, значимого для всей художественной жизни двадцатого, да и нынешнего веков. В самом крупном городе страны – Амстердаме – возведено немало интересных зданий, в том числе второй по высоте небоскреб страны – 150-метровая Rembrandt Tower, построенная в 1995 году.
Это эффектное 36-этажное офисное здание со шпилем отражает типичную для Голландии рационалистическую линию в архитектуре. В последнее десятилетие в этом городе построено еще несколько сооружений, превышающих отметку 100 метров. Следующей по значению высотной доминантой считается 123-метровая башня Mondriaantoren (32 этажа, 2001). Далее следуют: 105-метровое здание WTC H Toren (28 этажей, 2004) и штаб- квартира компании ABN AMRO World HQ той же высоты (25 этажей, 1999), а также 100-метровая Ito-Toren (26 этажей, 2005).
Однако настоящим средоточием высоток по праву считается Роттердам. После трагических военных лет, приведших к огромным разрушениям, город начал возрождаться в буквальном смысле из пепла. И особое символическое значение приобретала идея создания современного города, воплощающего гуманистические ценности, веру в прогресс и достижения науки. Лучшие архитекторы страны старались разработать образ самого интересного и современного города Европы.
В результате послевоенного развития Роттердам превратился в голландскую столицу небоскребов, где есть не только отдельные высотные здания, но и возведено намного больше многоэтажных сооружений, чем в других городах страны. Горизонт современного Роттердама приобрел свой неповторимый и запоминающийся облик, ощутимо контрастирующий с силуэтами и образами других городов этой части Европы с их богатой историей.
Став сегодня вторым по количеству жителей городом страны, Роттердам развивается и как гигантский морской порт. Это, в свою очередь, создает потребность в многочисленных офисных пространствах, часто возводимых непосредственно у воды, что накладывает особый отпечаток на архитектурное и инженерное решение того или иного здания. Особенно это касается высотных построек. С одной стороны, возможность дополнительного обзора с воды, наличие удаленной перспективы и т. п., дает больший простор для разнообразия объемно-пространственных решений таких небоскребов.
С другой стороны, обилие различных масштабов восприятия зданий требует от создателей особой тщательности в проработке как общих пропорций, так и мелких деталей подобных сооружений. Все это усложняет процесс проектирования и строительства, но в конечном итоге улучшает качество возводимых построек. И часто даже простые на первый взгляд архитектурные решения кажутся более эффектными и изысканными за счет качества и тщательности исполнения.
Полную версию статьи Вы можете скачать здесь
Текст МАРИАННА МАЕВСКАЯ,
фото АЛЕКСЕЙ ЛЮБИМКИН,
de Architekten Cie, OMA