Био-тек нового века
Отражение и воспроизведение природных форм в архитектуре стало одной из очевидных задач для зодчих всех времен. Художественное переосмысление естественных структур или отдельных фрагментов окружения служит неувядающим источником вдохновения для архитекторов на протяжении тысячелетий. Например, структурная иерархия колонны древнегреческого ордера или очертания акантового листа как прототипа коринфской капители по сей день продолжают работать в рамках заданных эстетических канонов. В разные эпохи в разных странах природные мотивы становились особенно вдохновляющими примерами для подражания и имитаций. Это проявлялось как во внешнем облике зданий, так и в отдельных элементах интерьеров.
Согласно большинству словарей, общее понимание биоархитектуры определяется как отрасль проектно-строительной деятельности, основанной на использовании форм, пропорций и элементов, существующих в природе. В эти рамки могут попадать достаточно разные по характеру объекты. Кроме внешнего облика сооружения, повторяющего фрагмент ландшафта или находящегося в симбиозе с ним, к ней справедливо отнести и структуры, имитирующие какую-либо отдельную природную форму, растение или другой элемент. Еще к этому стилю будут относиться сооружения, выполненные из естественных натуральных материалов, максимально использующих основные свойства и эстетику, близкую к их восприятию в природе. В био-теке проявляются более мягкие формы и линии по сравнению с откровенным техницизмом хай-тека. Подражание и слияние с природой как достижимый идеал неоднократно упоминали еще философы эпохи Просвещения. В XIX веке англичанин Лаури Бэйкер (Laurie Baker) строил в колониальной Индии дома, специально вписанные в тропический пейзаж, создавая иллюзию не рукотворных, а как бы «выращенных» зданий.
Предшественниками современной биоархитектуры можно назвать сразу несколько исключительно заметных фигур и архитектурных направлений прошлого. От стилизованного воспроизведения цветочных и растительных элементов в декоративно-прикладных формах ар-нуво мировая архитектура в начале ХХ столетия перешла к более интенсивному использованию природных моделей и конструкций. Великий Антонио Гауди (Antonio Gaudí), создав в своем Парке Гуэля удивительную наклонную колоннаду из условно сросшихся стволов рукотворных деревьев, первым начал сознательно использовать принципы подхода, позже названого бионическим, когда в архитектурные сооружения не просто привносятся декоративные элементы природы, а постройкам передается структура и характер окружающей среды. Разработкой принципов протобионики в 1920-е занимался Рудольф Штайнер (Rudolf Steiner, «Гетеанум», 1921), а чуть позднее Ф. Л. Райт (F. L. Wright) предложил свое понимание целостности внутреннего и внешнего обликов здания в природном окружении (в концепции «Органическая архитектура»). В дальнейшем бионические принципы постепенно получали все более широкое распространение при проектировании зданий и сооружений.
С полным содержанием этого номера Вы можете ознакомиться здесь
Полную версию статьи Вы можете прочитать в нашем печатном издании или подписавшись на электронную версию нашего журнала
Текст: МАРИАННА МАЕВСКАЯ,
фото MAD, UNStudio, Vincent Callebaut Architectures, eVolo Magazine, Coop Himmelb(l)au, Team CLS