Даешь молодежь!
В последние дни весны выставочная жизнь Москвы традиционно обратилась к современной архитектуре и дизайну. В ЦДХ на Крымском валу прошла ежегодная, уже 18-я по счету, выставка «АРХ-Москва 2013». Главной ее темой стало будущее архитектурного процесса: слово «Next!» явилось ключевым для большей части экспозиций. Также активно презентовались различные новации в области строительных технологий и дизайна.
Наиболее зрелищным и эффектным, с высоким уровнем предъявленных работ, стал павильон «Премия Авангард», где четверо финалистов и победитель, действительно, выглядели убедительно и вдохновляюще. Учредителем премии выступил Сергей Гордеев, а кураторами отечественного молодежного творчества – Барт Голдхоорн (Bart Goldhoorn) и Анна Медлева. Звания «Лучший молодой архитектор России» удостоилась в этом году Анастасия Грицкова, выпускница МАРхИ 2009 года. Общее жюри «АРХ-Москвы 2013» также премировало данную экспозицию как «Лучший специальный проект смотра».
Некоторым ретро-противовесом тематике Next! стало обширное и весьма убедительное представление архитектурной графики Сергея Чобана и Сергея Кузнецова, партнеров по многим громким проектам и весьма влиятельным фигурам столичной архитектурной жизни. В целом, такой подход к авторской экспозиции ожидаем и неудивителен, ведь наиболее впечатляющей частью прошлогодней выставки были работы отечественных мэтров в жанре классики. Поэтому они уверенно выглядели именно в этом ключе: архитектурная графика как художественный прием сама по себе уже придает легкий налет историзма, практически, любому материалу.
А характер оформления стендов возвращал некоторый сугубо архитектурный облик коммерческим экспозициям второго этажа ЦДХ, с прошлого года отданного компаниям по производству отделочных материалов и элементов художественного дизайна. В итоге, большой раздел работ прошлогодних победителей оказался едва ли не самым интересным на втором этаже. Да и пространственное оформление стендов эффектно и гармонично подчеркивало взаимосвязь архитектуры и ее художественно-декоративной формы. Работы нового главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова тоже не терялись на общем фоне, что вселяет определенную надежду на более продуманное художественное развитие столичного пространства в целом.
Как фокусировку внимания на будущем архитектуры, основу экспозиции текущего форума составили многочисленные дипломные проекты со всего мира. Было, действительно, интересно убедиться, что достаточное количество молодежи на планете неплохо и разнообразно продолжают заниматься архитектурой.
Прошедшее мероприятие также выявило тенденцию, что на сцену в качестве мастеров постепенно выходит поколение сорокалетних. Если раньше это были люди, успевшие поработать в советских проектных НИИ, или создатели первых частных мастерских эпохи перестройки, то сейчас в статусе мэтров выступают более молодые, но уже достаточно опытные архитекторы (наглядной иллюстрацией служит, например, мастер-класс Юлия Борисова из бюро UNKproject).
С полным содержанием этого номера Вы можете ознакомиться здесь
Полную версию статьи Вы можете прочитать в нашем печатном издании или подписавшись на электронную версию нашего журнала
Текст: МАРИАННА МАЕВСКАЯ