Деконструктивизм: философия творчества
Возможности современной строительной индустрии все чаще позволяют реализовывать в повседневной жизни самые смелые архитектурные фантазии. С каждым днем зодчим становится все труднее удивлять и поражать воображение искушенных и пресыщенных представителей «общества потребления». Но периодически все же удается создать концепцию или направление, надолго приковывающие внимание публики. К разряду таких удачных доктрин, или даже «философий творчества», можно смело отнести деконструктивизм. Постройки, созданные в рамках этого стилевого направления современной архитектуры, неизменно вызывают широкий общественный резонанс, становятся местными культурными достопримечательностями, фокусами активности городской жизни и даже декорациями новых кинолент.
Деконструктивизм в архитектуре возник как потребность уйти от консерватизма и рутины стандартного проектирования в период сильных общественных и культурологических потрясений западной цивилизации в конце 1960-х. Впоследствии это направление органично влилось в более широкое понятие дигитальной архитектуры, но возникло оно еще в «докомпьютерную эпоху» и даже подтолкнуло многих своих адептов искать поддержку в развитии идей при помощи цифровых технологий. В этом его отличие от постмодернизма, который был с самого начала сознательно сформирован как теоретическое и стилевое направление в архитектуре, дистанцировавшееся от предшествующей практики проектирования и строительства и активно полемизирующее с ней.
В 1970-х и начале 1980 годов именно постмодернизм был особенно актуален и востребован как в области теоретических изысканий, так и в реальной архитектурно-строительной практике. Поэтому интерес к еще одному способу преобразовывать устоявшиеся традиции – деконструктивистскому – выкристаллизовывался постепенно, на протяжении почти двух десятилетий после первого упоминания в профессиональной лексике.
Собственно термин «деконструкция» впервые появился в работе «О грамматологии» (1967) французского философа Жака Дерриды (Jacques Derrida, 1930 – 2004). А понятие «деконструктивизм», уже как литературно-критическое направление Йельской школы, возникло в 1979 году, впоследствии расширив свои позиции на различные области науки, культуры и искусства. В 1988 году это вылилось в отдельную выставку в Музее современного искусства в Нью- Йорке (МоМА), сопровождавшуюся программным манифестом под общим названием «Архитектурный деконструктивизм».
Основоположник и ведущий представитель «интернационального стиля» в американской архитектуре середины XX века Филип Джонсон (Philip Johnson) пригласил к участию в ней несколько уже известных к тому моменту зодчих. Как следовало из экспонатов, представленных в МоМА, основными предложениями деконструктивистов были попытки увести архитектуру от логики стоечно-балочных систем и видимой тектоничности, избавить ее от главенства функционального начала в пользу художественного замысла, перейти от господства массы к ценности пространства как такового.
Основоположником нового направления принято считать Питера Эйзенмана (Peter Eisenman), а участниками экспозиции стали Вольф Прикс (Wolf Prix) и Хельмут Свичински (Helmut Swiczinsky) из бюро Coop Himmelb(l)au, Фрэнк Гэри (Frank Gehry), Даниэль Либескинд (Daniel Libeskind), Бернар Чуми (Bernard Tschumi), Рем Колхас (Rem Koolhaas) и Заха Хадид (Zaha Hadid). Нетрудно заметить, что сегодня все эти архитекторы и их бюро, в разные годы становившиеся лауреатами Притцкеровской премии – самой престижной международной награды в области архитектуры, – сегодня находятся в списке наиболее известных зодчих мира.
Длительный общественный резонанс от выставки позволил архитекторам начать воплощать свои идеи в реальных проектах. Большое значение для ее участников имел опыт русского авангарда 1920 годов. Но впоследствии все они по-разному переосмыслили изначально объявленные эстетические постулаты и во многом отошли от принципов деконструктивизма «выставочного периода».
Каждый из участников памятной экспозиции 1988 года по-своему понимает эти идеи. Для архитекторов из Coop Himmelb(l)au особую ценность представляет эмоциональная составляющая произведения. Вольф Прикс не устает подчеркивать, что главное в работах их бюро – это эмоциональность и неотразимость, независимо от стилистики выражения. Считаясь основоположниками направления, архитекторы Coop Himmelb(l)au за годы своей карьеры, тем не менее, перепробовали много стилей.
По их мнению, архитектура должна «гореть, плакать, улыбаться, рваться и даже ломаться... быть мокрой, сухой, улыбчивой, жесткой, угловатой, пульсирующей». Их камерные проекты представляются очень яркими образчиками именно деконструкции. Однако более масштабные работы гораздо спокойнее и ближе к консервативным версиям неомодернистского направления. Трудно поверить, что проекты киноцентра UFA в Дрездене (1993 – 1998), Школы изобразительного и исполнительского искусства № 9 в Лос-Анджелесе, Калифорния (2002 – 2008) и башни European Central Bank во Франкфурте (2004 – 2010) созданы одним коллективом авторов. Кажущаяся произвольная беспорядочность и хаотичность объемов первых двух построек прямо противостоит спокойному и геометрически выверенному консерватизму форм European Central Bank.
Вольф Прикс признает свою приверженность идеям декона. Он всячески подчеркивает, что крайне важно работать на подсознательном уровне. «Мы начали осознанно этим заниматься в середине 1970-х – разрушая рациональные методы мышления в момент дизайна, рисуя с закрытыми глазами и с помощью других способов, которые могли бы освободить пространство от рациональной и экономической структуры и прочей изысканности». Призывы забыть о силе тяжести и проектировать, ничем не ограничивая свое воображение, – вот рецепт создания новой яркой и образной архитектуры от участников Coop Himelb(l)au. (Владимир Белоголовский. Интервью с Вольфом Приксом. Татлин, 22.05.2009, № 2).
Еще один из знаменитых фигурантов программного манифеста 1988 года, Бернар Чуми, автор (совместно с Ремом Колхасом) парижского parc de La Villette и других знаковых проектов своего времени, напротив, всячески открещивается от работы собственно в рамках деконструктивистского направления. Он настаивает, что декон так и не превратился в целостную архитектурную тенденцию, так как был собран почти «случайно» именно для конкретной выставки его кураторами, и не предполагал сознательной популяризации, как постмодернизм. (Бернар Чуми: «Я не деконструктивист». Ведомости от 25.07.2005).
На протяжении почти всей творческой деятельности Б. Чуми уделял большое внимание теоретической разработке принципов создания современной архитектуры, разрабатывал объекты самой различной типологии: от общественных зданий и учебных комплексов до промышленных построек и инженерных сооружений. Но при этом почти не обращался к проектированию высотных зданий. Исключение составили построенный в Нью-Йорке многоквартирный жилой дом Blue Tower (2007) и пока только планируемый небоскреб West Diaoyutai Tower для Пекина. В обоих проектах деконструктивистский «след» можно отметить в характере фасадов зданий.
После двух десятилетий поисков в малых формах и камерных объектах, другой знаменитый теоретик деконструктивизма, архитектор Даниэль Либескинд пришел к вполне консервативному способу создания образов, скорее, в стилистике и общих принципах неомодернизма и мирового архитектурного мейнстрима, чем в сумасшедших экспериментах конца 1980 – начала 1990-х. Однако то, что приемлемо и эффектно работало в малых формах, оказалось не просто органично перенести в масштаб высотного здания. В итоге, более поздние работы архитектора лишь частично отражают его приверженность к стилистическим проявлениям и приемам деконструкции, заявленной ранее в его теоретических работах.
Полную версию статьи Вы можете скачать здесь
Текст: МАРИАННА МАЕВСКАЯ