Дорога в облака
По данным Организации Объединенных Наций, более половины населения планеты составляют горожане, а к 2050 году они будут представлять уже 70% человечества. Процесс повышения роли городов в обществе ведет к проектной разработке максимально укрупненных градостроительных структур, рассчитанных на значительную концентрацию людей. При этом, несомненно, наиболее экономически и экологически перспективным вариантом развития современных мегаполисов считается их рост вверх, то есть – за счет возведения высотных зданий. По словам специалистов, в настоящее время строят или планируют возвести около 600 сооружений свыше 200 м в различных частях света. Кроме того, к трем сверхвысоким небоскребам, преодолевшим 500-метровую отметку, вскоре добавятся еще двадцать подобных. Стремление вверх – очевидная тенденция, определяющая будущее городской жизни, которая продолжится и в дальнейшем.
Передвигаться по вертикали столь впечатляющих сооружений миллионам людей помогают лифты – особый, специфический вид транспорта. Его путь ограничен – максимальное расстояние от нижней до верхней точки составляет 500 метров. Связано это с проблемой тяжести стальных канатов, которые используются в подъемных механизмах. Например, чтобы поднять лифт на полкилометра, их масса должна составлять три четверти от всего веса системы.
Естественно, развитие высотного строительства стимулирует совершенствование сопутствующих отраслей. «Мы с гордостью представляем инновационную разработку, которая совершит революцию в индустрии лифтовой про-мышленности в сегменте высотных зданий по всему миру. Преимущества KONE UltraRope™ по сравнению с традиционными лифтовыми технологиями многочисленны и бесспорны», – с уверенностью заявляет президент финской корпорации KONE Матти Алахухта (Matti Alahuhta).
После десятилетних испытаний в лаборатории Lohja специалистами корпорации была создана уникальная технология KONE UltraRope™, которая сможет поднять лифт минимум на километровую высоту! Сделать это позволит замена материала тросов: вместо стали будет использовано углеродистое волокно. Во-первых, легкая сердцевина канатов сократит их вес на 90%. Во-вторых, данный материал придаст больший предел прочности: природа силы химической связи между атомами углерода подобна той, что в алмазах. Специалисты KONE покрыли углеродистое волокно эпоксидной смолой и «завернули» все в жесткое покрытие, чтобы избежать преждевременного износа. Помимо сокращения расходов на энергию, более легкие канаты позволяют быстрее затормозить кабину. Срок их службы в два раза выше стальных; тем самым, сокращаются расходы на техни-ческие работы. Кроме того, углеродистое волокно резонирует в другой частоте по сравнению со строительными материалами. Поэтому при сильном воздействии ветра на башню колебания будут значительно меньше, соответственно, доступ в лифты в небоскребах не закроют по этой причине.
С полным содержанием этого номера Вы можете ознакомиться здесь
Полную версию статьи Вы можете прочитать в нашем печатном издании или подписавшись на электронную версию нашего журнала
Текст: Александр ШЕВЧУК. Фото: компания KONE