Из века в век: продолжение традиций модернизма
Питера Прана справедливо называют одним из наиболее ярких современных архитекторов-новаторов. Победитель 15 международных и национальных конкурсов, обладатель более двух десятков престижных профессиональных наград, Питер Пран интенсивно проектирует для самых разных уголков планеты. Начав свою профессиональную деятельность с работы у самого Людвига Миса ван дер Роэ, этот американский архитектор и сегодня продолжает оставаться одним из наиболее современно мыслящих продолжателей интернационального стиля в архитектуре, подлинным энтузиастом применения разнообразных инновационных технологий в строительстве. Выдающийся мастер модернистской архитектуры, норвежец по происхождению, Пран соединил две национальные традиции в рамках одного творческого метода. Особенный интерес у него всегда вызывали высотные сооружения. Во время пребывания в Москве архитектор рассказал корреспонденту нашего журнала о своем творчестве.
Последние пятнадцать лет вы работаете в известной компании NBBJ. А как складывалась ваша карьера на более ранних этапах?
Первоначальный период моего профессионального образования проходил в Осло в Норвегии. Там я закончил институт и получил степень бакалавра, а в возрасте 25-ти лет попал в США. И так сложилось, что в течение трех лет мне посчастливилось трудиться рядом с одним из самых великих мастеров архитектуры ХХ века – Людвигом Мисом ван дер Роэ. Я принимал участие в работе над такими известными высотными сооружениями, как Chicago Federal Centre, Toronto Dominion Centre, а также новым зданием Национальной галереи в Берлине. Причем у меня была возможность участвовать в принятии принципиальных решений. Следующим этапом моей карьеры была компания SOM, где я трудился семь лет и принял участие в создании проекта Sears Tower. Процесс решения профессиональных задач, возникавших при работе над этим уникальным объектом, оказался настолько захватывающим и увлекательным, что это во многом определило круг моих дальнейших интересов в современной архитектуре и повлияло на характер деятельности. После SOM была компания Ellerbe Becket (1986 – 1996), затем – работа в NBBJ. В частности, там я сделал проект здания для Сиднея высотой в 62 этажа, и это стало важной вехой в моем творчестве.
По вашим проектам возведены здания в США, Канаде, в ряде стран Европы, Азии (Сингапур, Южная Корея, Малайзия), на Ближнем Востоке и в Южной Америке. А есть ли у вас какие-то особые предпочтения в типологии сооружений?
Как уже сказано, я действительно специализируюсь на проектировании высотных сооружений в интернациональном стиле. И искренне полагаю, что именно высотные здания являются зримым отражением многочисленных инженерных наработок, созданных за минувшее столетие и продолжающих интенсивно развиваться в наши дни. На мой взгляд, строительство небоскребов в большинстве городов только разнообразит их облик. Но чтобы вписать такое здание в сложившуюся застройку, необходимо самым скрупулезным образом учитывать и потребности города, и пожелания заказчика, и функциональную структуру уже сложившейся среды. Тогда привносимые изменения пойдут только на пользу, решая многие старые проблемы этой части города и вместе с тем подчеркивая современность и оригинальность преображаемого пространства.
Полную версию статьи Вы можете скачать здесь
Текст МАРИАННА МАЕВСКАЯ, фото Тим Гриффит, Бьёнь-Хьёнь Чой, Кристиан Рихтерс, NBBJ