Лучшие из лучших. Диалог объекта и его создателя
Несмотря на перманентные сложности в мировой экономике, высотное строительство нового века интенсивно развивается, требуя постоянного внимания к многочисленным изменениям в этой области. Широкий спектр разнородных построек в категории «высотное здание» нуждается в непрерывном и разностороннем изучении. На этом фоне актуальной задачей становится определение понятия «лучший» применительно к современному небоскребу. Не менее важным представляется и значение роли мастера в создании новых шедевров. Всегда ли высотки от «великих» объективно самые интересные? И по каким критериям эксперты выбирают «лучшие» высотные здания в XXI веке?
Однозначно утверждать, что наиболее яркие небоскребы создаются исключительно знаменитыми архитекторами, нельзя. Несправедливо и обратное утверждение о том, что эффектные проекты небоскребов якобы помогают создать имя и продвинуть свое бюро на архитектурном рынке. Небоскреб – такое априори сложное и дорогостоящее сооружение, что ни один девелопер и инвестор не доверит его создание никому не известному новичку. Но отдельные конструктивные идеи, технологические новшества, влияющие на облик и характер высотного здания, могут быть придуманы, неожиданно и новаторски использованы и не самыми известными архитекторами. Какова же доля работ признанных мэтров в области высотного строительства среди построек-победителей? Кто и по каким критериям эти победы присуждает?
В ХХ веке любой небоскреб по определению был исключительным явлением. Сравнение высоток между собой на регулярной основе в мировом масштабе не проводилось. Высотные здания, даже на волне повсеместного высотного строительства в 1960–1970-е годы, отмечались наградами на конкурсах наравне с прочими типами архитектурных сооружений. При этом некоторые небоскребы приобретали особенное градостроительное значение и на долгий период становились визуальными доминантами той или иной местности. В национальном масштабе такие постройки могли долго удерживать первенство по различным параметрам и считаться ориентирами для развития архитектуры локального значения. В новом веке количество разнообразных небоскребов настолько увеличилось, что возникла необходимость создать отдельную архитектурную премию специально для высотных зданий. Ежегодная премия Emporis Skyscraper Award, которая вручается с 2000 года, основывается на всестороннем и глубоком анализе материала и определяет лучших по таким критериям, как качество архитектуры и дизайна, функциональность, инновационность инженерных систем и материалов, уровень комфорта и взаимодействие со средой.
Несмотря на постоянную погоню за количественными высотными рекордами в высотном строительстве, для присуждения небоскребу звания «лучший» высота не является главным определяющим фактором. Весьма показательным в этом смысле был 2010 год, когда в списке самых выдающихся высотных зданий, по версии Emporis, присутствовали проекты от ведущих мировых звезд архитектуры – Тойо Ито, Захи Хадид, других именитых архитекторов. В то же время в конкурсе участвовал небоскреб «Бурдж-Дубай», установивший новый абсолютный высотный рекорд – 828 м. Тогда он так и не стал победителем рейтинга, немного уступив в образности и художественном качестве более «скромному» 110-метровому барселонскому отелю Portа Fira от японского мастера.
С полным содержанием этого номера Вы можете ознакомиться здесь
Полную версию статьи Вы можете прочитать в нашем печатном издании или подписавшись на электронную версию нашего журнала
Текст: Марианна Маевская