Москва высотная: Сити
В течение нескольких веков силуэт Москвы формировали многочисленные церкви и колокольни во главе с ансамблем Кремля и различными монастырскими комплексами. Город разрастался, постепенно вбирая в себя все большее количество некогда независимых поселений со своими главными архитектурными доминантами. Послепожарная перестройка в начале XIX века создала уже достаточно целостную картину расстановки опорных высотных акцентов в городской ткани, которая продолжала интенсивно развиваться во второй половине столетия. К началу века XX Москва подошла с большим потенциалом готовности восприятия нового, что отвечало аналогичным поискам современной художественной выразительности в зодчестве большинства крупнейших стран Европы и США.
Серия радикальных преобразований городской ткани на протяжении большей части ХХ века сильно изменила силуэт столицы. В нем отразились разные стили и подходы к градостроительству, инженерные и технические новации своего времени. Собственно высотное строительство Москвы происходило в несколько этапов, позволивших городу обрести уникальную специфику и одновременно остаться в русле магистрального развития архитектурного процесса.
Начиная с 1990-х годов, новый виток интереса к высотному строительству в России развивался достаточно динамично и даже бурно. Вопреки общепринятым стенаниям о вторичности и провинциальности современной отечественной архитектуры в последние три десятилетия это направление демонстрирует последовательное и целенаправленное развитие в русле самых передовых мировых тенденций. Конечно, в количественном отношении мы не можем соперничать с Китаем, Южной Кореей, Японией или Индией, где с завидной регулярностью вырастают новые супертехнологичные высотки и целые города из небоскребов.
Скорость постановки эксклюзивных башен в ОАЭ или у их соседей по региону тоже слишком высока для размеренного русского характера. Однако на умеренный европейский вкус наши темпы и масштабы возведенных строений, особенно в Москве, можно назвать интенсивными и весьма впечатляющими. В течение двух лет в середине 2000-х самым высоким зданием в Европе считался «Триумф-Палас» (264,1 м), который и до сих пор остается таковым среди жилых комплексов. Но и сегодня первенство на континенте также принадлежит нашему небоскребу – «Меркурий Сити Тауэр» (338,8 м).
Очевидно, что эпопея возведения башен московского делового центра оказала и продолжает оказывать наибольшее влияние на развитие всего высотного строительства как отдельной отрасли в России. В начале 1990-х годов, вдохновленные стремительными общественными преобразованиями и ломкой привычных стереотипов поведения, архитекторы принялись пробовать себя во многих стилях и направлениях, до этого по разным причинам им недоступных.
Смелость и даже гротеск активно приветствовались, по крайней мере, в проектных разработках. Но высотное строительство – чрезвычайно трудоемкая, технически сложная и затратная область архитектурной деятельности. Поэтому на первых порах все «сумасшедшие» идеи ушли в создание частного загородного жилья, а для формирования взвешенного подхода к необходимости строить высотки в городе потребовалось несколько большее время. Но идея возведения нового делового центра города, аналогичного парижскому Дефансу, была с энтузиазмом воспринята и в профессиональной среде, и в обществе в целом.
С полным содержанием этого номера Вы можете ознакомиться здесь
Полную версию статьи Вы можете прочитать в нашем печатном издании или подписавшись на электронную версию нашего журнала
Текст: МАРИАННА МАЕВСКАЯ, фото: АЛЕКСАНДР МУХИН