Небоскреб в европейском контексте
Строительство высотных зданий в Европе требует разработки серьезной стратегии. Однако стоит заметить, что единой и идеальной высотной политики для европейских городов существовать не может. Где-то небоскребы просто не нужны, как бы некоторые политики и архитекторы ни желали их появления; где-то для их возведения необходимо разрабатывать внятную стратегию.
При всем при этом возведение высотных зданий в европейских городах с многовековой историей не представляется вовсе невозможным. Напротив, такие сооружения могут даже умножить достоинства того или иного города. С учетом всех перспектив развития, что предполагает как неустанный поиск, так и обращение к чужому опыту, каждому отдельно взятому городу следует открыто и разумно отдавать себе отчет в том, как относиться к высотным сооружениям и надо ли их строить.
Евроконтекст
Следует отметить, что небоскребы вовсе не чужды европейскому городскому ландшафту. Напротив, в Европе много высотных сооружений, по большей части культовых, которые господствуют на местном горизонте. Кое-где они до сих пор символизируют могущество возводивших их семей, что наиболее ярко представлено на примере тосканского города Сан-Джиминьяно. Пожалуй, первым высотным зданием в Европе стала башня Mathematische Turm в Кремсмюнстере (Австрия), называемая также Sternwarte, поводом для возведения которой явилась необходимость устройства обсерватории.
Местный монастырь был одним из первых мест, где в эпоху Просвещения научные исследования стали основным видом деятельности населявших его монахов. Поэтому в период между 1749-м и 1758-м годами монахи-бенедиктинцы построили обсерваторию, для чего архитектор – брат Ансельм Десинг спроектировал 49-метровую башню. Помимо обсерватории на крыше, башня также служила стрелкой огромных солнечных часов, устроенных в монастырском саду.
Стратегии
Сегодня имеется куда больше технических и общественных предпосылок, побуждающих к возведению высотных зданий. Городам приходится отвечать на эти вызовы времени, определяя условия строительства таких сооружений. В существующей практике есть несколько стратегий размещения высоток. Формирование городского центра. Небоскребы возводят в пределах основного центра, с тем чтобы данная территория воспринималась издали.
Эта стратегия вполне подходит для городов без ярко выраженного и ценного исторического ядра, но при этом претендующих на звание современного. Примерами тому могут служить Роттердам (Нидерланды), Франкфурт-на-Майне (ФРГ), Варшава (Польша), исторические центры которых серьезно пострадали во время Второй мировой войны. Создание высотных районов. В этом случае речь идет о строительстве квартала небоскребов на некотором удалении от центра города.
Такие участки характерны в основном для городов со сложившимся историческим ядром, в которых тем не менее наблюдается насущная потребность в высококачественных офисных площадях. В качестве примера можно назвать La Defense (Париж, Франция), Zuidas (Амстердам, Нидерланды), Centro Direzionale (Неаполь, Италия), Donau City (Вена, Австрия), «Москва-Сити» (Москва, Россия). Создание высотных ориентиров. Согласно такому подходу, одно здание господствует в панораме.
На самом деле для Европы это весьма типичное явление, когда колокольня или собор возвышаются над городским пейзажем. Однако реализация такой стратегии требует высочайшего качества архитектуры доминирующего объекта, не говоря уже о градостроительном контексте. К башням – ориентирам следует причислить Tour Montparnasse (Париж, Франция), Tour du Midi (Брюссель, Бельгия), Boerentoren (Антверпен, Бельгия), Torre Agbar (Барселона, Испания). Рассеивание.
По большому счету, это вряд ли можно назвать стратегией – просто высотные здания возводятся по всему городу. Однако и такая концепция имеет право на существование, если есть намерение сделать вертикальные объемы лицом тех или иных районов. Так как в этом случае каждое отдельно взятое здание становится ориентиром и доминантой, оно должно представлять архитектуру высочайшего качества. Наглядным тому подтверждением является Кёльн (Германия).
Полную версию статьи Вы можете скачать здесь
Текст ЯН КЛЕРКС, PR-менеджер CTBUH, редактор CTBUH Journal