Главная Международный обзор Небоскребы с китайской спецификой

Небоскребы с китайской спецификой

Небоскребы с китайской спецификой

Несомненно, обитаемые горы являются старейшим метафорическим образом небоскреба. От Гауди до Таута, от знаменитых башен в стиле арт-деко Нью-Йорка времен начала Великой депрессии до зданий из фильма Стивена Спилберга «Близкие контакты третьей степени» – для многих они стали соблазнительным примером для создания башен по подобию гор и плато. Я давно разделяю это пристрастие, и проявилось оно в непреодолимом желании посетить Каппадокию, американский запад и, пожалуй, сильнее всего Халонг во Вьетнаме, где взаимосвязь архитектурных объектов и их природных прототипов просто сразили меня наповал. Я никогда не видел, но часто грезил живописными видами китайского Гуйлиня, с его горными вершинами, вырастающими из клубящегося над рекой тумана.

Конечно одушевление гор является одним из столпов веры, пришедших из туманного прошлого. Возможно, нигде они не были так, как в Китае, чрезмерно почитаемы и эстетизированы. Горные вершины на протяжении веков являются предметом поклонения в даосской, буддийской и христианской религиях, а также в таинственных фигурах геомантии (гадание по земле. – Прим. ред.), не говоря уже об их роли в качестве мест паломничества и, конечно же, частом цитировании образа в изобразительном искусстве. Я давно являюсь скромным коллекционером «замечательных камней» (суйсеки, искусство любования камнями. – Прим. ред.), миниатюрных «прирученных» гор, каменных бонсай. Но мой первоначальный интерес к ним связан с архитектурой, а обитаемые горы тектонического происхождения, причудливо выглядящие и непреодолимо привлекательные, порой напоминали мне небоскребы.

Несколько лет назад нашей архитектурной группе была поручена разработка проекта на участке набережной вдоль бухты реки Сучжоу (Suzhou Creek) в Шанхае. Нашей первостепенной задачей было восстановление береговой линии, расширение пешеходной зоны и разработка проекта более локального масштаба, соответствующего духу местности, уже ставшей к тому моменту жертвой повального увлечения строительством современных блочных домов и мегазданий. Согласно нашему проекту были обозначены места новых башен, которые, как мы надеялись, визуально должны были стать частью городского «горного хребта». Точно рассчитанный подготовительный проект показал количество гор, расположенных на доступных строительных площадках, вид которых, по-видимому, привел нашего клиента в ужас, но восхитил нас.

Практическое применение нашим «горообразованиям», ставшим продолжением серии коллажей, в которых «каменные бонсай» служат элементами башен, могло бы найтись в процессе разработки проекта. Но в этом случае прихоть или случайность значат больше, чем составленный план. Поиск подходящих к конкретной местности форм и пространственная организация объекта становятся в архитектуре все более важными составляющими, и особенно это касается силуэтов современных зданий, без выраженных черт «индигенных» культурных традиций, так как, во многом благодаря всепроникающему влиянию средств массовой информации, культурные различия стерлись в потоке всеобщей глобализации. В стремительно развивающемся Китае изменение традиционной формы в сторону большей индивидуальности проекта происходит каждодневно в тысячах мест. На строительной площадке, где кто-то должен принять решение о степени символичности здания – чаще речь идет о чисто декоративной отделке, – оно всегда принимается с учетом патриотизма, будь то дракон с электрическими глазами, обвивающий колонну в ресторане торгового центра, или вершина пагоды, венчающая башню, расположенную в центре города.

С полным содержанием этого номера Вы можете ознакомиться здесь

Полную версию статьи Вы можете прочитать в нашем печатном издании или подписавшись на электронную версию нашего журнала

strelka Текст: МАЙКЛ СОРКИН, иллюстрации: Michael Sorkin Studio