Новая перестройка
Как показала последняя «АРХ-Москва», проблемы перестройки вновь актуальны для целых регионов нашей страны. Это не возвращение к проблемам слома посткоммунистической реальности или идеологии, а более прагматичное и утилитарное понимание конкретных терминов. Заявленная главным куратором выставки Бартом Голдхорном тема «Модернизации модернизма» как тотального переосмысления городского пространства и привела к использованию понятия «перестройка» в его исконном, деидеологизированном значении.
В этом году 15-я по счету «АРХ-Москва» вторично совпала с Архитектурной биеннале, проводимой сразу на многих выставочных площадках столицы. Последствия кризиса в архитектурно-строительной сфере по-прежнему ограничивали характер многих экспозиций и количество участников. Однако все эти вынужденные изменения привели к появлению большего числа интересных концептуальных идей и решений, на которые у многих архитекторов в предшествующие годы просто не было времени.
Открытие Второй московской архитектурной биеннале и 15-й «АРХ-Москвы» ознаменовалось совместным представлением (Ремом Колхаасом и Михаилом Пиотровским) продолжения работ по реконструкции Эрмитажа и градостроительного преображения Перми (Криисом Кристиаансом). Следующий день был полностью посвящен актуальным проблемам современной урбанистики. Программа «Трансформация города» позволила уделить пристальное внимание конкретным моделям обновления российских городов, а также примерам актуальных решений для стран ближнего зарубежья.
День урбанизма с презентациями экспозиций по модернизации Дубны, Калининграда, Киева, Москвы, Мурманска, Самары и т.д. показал реальную широту географии разработки проблемы. А «Методика реновации регулярного квартала исторического российского города» на примере Самары по версии бюро «Остоженка» была признана жюри лучшей экспозицией раздела «Город перестройки».
Статус главной выставочной площадки в рамках биеннале позволил «АРХ-Москве – 2010» продемонстрировать весьма впечатляющие иностранные экспозиции и очень внушительный состав приглашенных участников, главной фигурой среди которых был, конечно, один из столпов авангардной мысли современной архитектуры Питер Айзенманн. Его лекция о своем видении актуальных проблем архитектурной профессии вызвала живейший интерес у самой широкой аудитории.
Обширный резонанс вызвала также эффектная градостроительная экспозиция «Большой Париж», подробно откомментированная целой плеядой французских специалистов. И если основную тему российской выставки можно рассматривать как попытку профессионального ответа на общегосударственную программу модернизации страны, озвученную президентом Дмитрием Медведевым, то представленный французами «Большой Париж» есть результат решения конкретной задачи, поставленной Николя Саркози в 2008 году перед десятью французскими планировщиками и архитекторами.
С масштабной программой по реконструкции городской среды современного европейского города также выступили архитекторы из Нидерландов.
Полную версию статьи Вы можете скачать здесь
Текст МАРИАННА МАЕВСКАЯ