Перекрытия над метро
В гражданском строительстве изящные пролетные конструкции, длина которых зашкаливает за 40 метров, – большая редкость. Неудивительно, что научно-проектная организация ООО «Фирма ИСТОКСтрой», разработавшая такое сооружение, предложила немало нестандартных решений. В данной статье описываются особенности этой конструкции.
Неудачное решение
Некоторое время назад в научно-проектную организацию «Фирма ИСТОКСтрой» обратились представители девелоперской компании «Гарант-Инвест Недвижимость», реализующей инвестиционные проекты на рынке коммерческой недвижимости. У станции метро «Каширская» они собираются строить состоящий из двух четырехэтажных корпусов многофункциональный торгово-развлекательный комплекс «Москворечье».
Причем возвести его требуется непосредственно над станцией метрополитена, то есть на опорных конструкциях, установленных с большим шагом. Сами по себе подобные сооружения – не редкость, однако ограниченность площадки и специфика места крайне усложняли решение задачи. Дело в том, что под землей кроме двух основных линий метро проходят еще две дополнительные, транзитные. Поэтому, чтобы надземное строение не вредило безопасной эксплуатации метро, расстояние между опорами для возведения первого корпуса должно было быть очень значительным – 48,8 м.
К первому корпусу под углом примыкает второй. Линии метро в этом месте расходятся, что дает возможность установить между ними дополнительные опоры и уменьшить пролет конструкции до 34,4 м. Продольный шаг опор для обоих корпусов составляет от 7,9 до 10,4 м. Конструкции подобных габаритов в гражданском строительстве встречаются крайне редко, поэтому унифицированного подхода к их проектированию нет.
Неудивительно, что проектировщики порой выбирают не самые удачные решения. Вот и в компании «Гарант-Инвест Недвижимость» с этим столкнулись. Разработчики предложили применить рамную металлическую конструкцию с ригелем в виде многоэтажной стоечно-балочной системы с жесткими узлами (то есть, стандартное решение по Виренделю). Для обеспечения прочности конструкции были использованы балки высотой до 1,5 м.
Поэтому сооружение получилось тяжелым и громоздким, а также достаточно деформативным. Кроме того, поскольку здание располагается над линиями метро, необходимо было установить виброизоляцию, преобразующую вредные для людей высокочастотные колебания в низкочастотные. С этой целью по длине сооружения предлагалось выполнить две фундаментные ленты, на которые сплошным слоем накладывался виброизолятор.
Поверх него укладывалась несущая железобетонная лента, служившая опорой для колонн. Более того, чтобы погасить большие распорные усилия, которые испытывает рамная конструкция, виброизоляцию требовалось размещать по вогнутой поверхности. С точки зрения пространственной работы такая конструкция вполне имеет право на существование. Она уже даже прошла техническую экспертизу, однако заказчика совершенно не устраивала: решение в целом вышло излишне материалоемким, дорогостоящим и сложным в исполнении
Полную версию статьи Вы можете скачать здесь
Текст АНДРЕЙ БЕЗРУКОВ, д-р техн. наук, академик МАНЭБ, гендиректор ООО «Фирма ИСТОКСтрой»