Польские экзерсисы
Польша всегда особенно остро воспринимала вопрос собственной независимости и национального своеобразия. Проблема полноправного вхождения в число европейских держав также занимала поляков на протяжении веков. Исторически их притязания не всегда учитывались как союзниками, так и противниками. Поэтому необходимость постоянного подтверждения собственной «западности», «европейскости» и одновременно «обособленности» вошла, как говорится, в плоть и кровь представителей этой гордой нации. В результате, архитектура как наглядное образно-художественное выражение общественных ожиданий постоянно демонстрировала интерес к теме национального и интернационального, в том числе и в современном высотном строительстве. Каждая новая высотная доминанта, помимо утилитарного смысла, всегда несет в себе много символических ассоциаций, поэтому возведение башен и небоскребов отражает общие проблемы особенно остро.
Самым неоднозначным высотным зданием Польши до сих пор остается Дворец культуры и науки – «сталинская высотка» в Варшаве, подаренная «братскому польскому народу» советским правительством в 1952 году. Работы по возведению здания в польской столице начались в том же году, а завершены были в 1955-м. Проект Дворца разработан коллективом именитых советских архитекторов во главе с Львом Рудневым и изначально был выполнен для Москвы как одна из восьми запланированных «сталинских высоток».
Как и все подобные знаковые доминанты послевоенного периода в Москве, варшавское здание увенчано внушительным декоративным шпилем. Поэтому разница в высотах функциональной части здания и его общих параметров весьма заметна: 167,7 и 230,7 м соответственно. Поскольку здание имеет иерархическую ступенчатую структуру, расположенную вокруг центральной оси, конфигурация его 42 этажей сильно различается в зависимости от высоты.
Сооружение обильно украшено соцреалистической скульптурой и классическим декором и во многом перекликается с самой удачной работой советского мастера – зданием МГУ на Воробьевых горах. Но польскому варианту присущи и национальные декоративные мотивы, которые Руднев добавил в проект уже в процессе работы, после поездок по стране. Особенно вдохновили советского зодчего ренессансные жилые дома и дворцы Кракова, что и нашло свое отражение в окончательной отделке варшавского Дворца культуры и науки.
Несмотря на неприятие здания многими поляками как символа советского господства, многофункциональная структура обеспечивала его постоянное эффективное использование. Никогда не пустовала большая общественная зона с престижным рестораном, кинотеатром и бассейном. Здесь также проходили концерты большинства иностранных знаменитостей. Именно здесь состоялись первый в Польше концерт «Роллинг Стоунз» (Rolling Stones) в 1967 году, в 1985 – Леонарда Коэна (Leonard Cohen), а также многочисленные международные фестивали, выставки и форумы.
Сегодня высотка все меньше воспринимается как символ угнетения свободы поляков и все больше – как один из главных туристических аттракционов города. На 30 этаже, на высоте 114 м, есть смотровая площадка, откуда открываются великолепные виды практически на весь центр города. (И, кстати, это единственное место, где не видно самого здания). Во Дворце работают многочисленные магазины, офисы, музей, театр и кинотеатр, конференц-зал на 3000 человек и некоторые университетские факультеты. В 2000 году на здании были установлены 6,5-метровые часы, что сделало его второй по высоте в мире башней с часами (после NTT DoCoMo Yoyogi Buildlng (2002).
Полную версию статьи Вы можете скачать здесь
Текст МАРИАННА МАЕВСКАЯ,
фото Studio Daniel Libeskind,
Dariusz Dziubiński WALAS Sp.z.o.o