Главная Международный обзор Постмодернизм: ностальгия по прошлому или конструктор новой жизни?

Постмодернизм: ностальгия по прошлому или конструктор новой жизни?

Постмодернизм: ностальгия по прошлому или конструктор новой жизни?

Редкое стилевое направление в современной архитектуре вызывало столь многочисленные дебаты, всесторонние и продолжительные обсуждения, как постмодернизм. За последние полвека различные варианты отражения его идей проявились, практически, во всех странах, где велось хоть сколько-нибудь значительное строительство. Именно через архитектурные эксперименты общество стало активно рассматривать этот феномен современного сознания. Нечастый случай для стилевого направления или тенденции в зодчестве, когда сначала появляются какие-то работы, и только после начинается осмысление и обсуждение такого метода, его проникновение в другие виды искусств.

Постмодернизм стал одним из главных полюсов широкого спектра направлений современной западной архитектуры с начала 70-х годов. Это достаточно условное определение объединяет в себе творческие концепции и течения, выдвигающие оппозиционные по отношению к основным постулатам «современного движения», иначе – «модернизма» – принципы создания и развития архитектуры. Главным достижением этого стиля, понятным для самого неискушенного зрителя, было возвращение зданиям образности. В обиход снова вошли театральное и игровое начала, сложные многосоставные ассоциативные ряды, вернулись цвет и орнамент, получили новый масштаб отдельные исторические элементы декора.

Исследователи и критики Е. Курциус (E. Curtius), Ю. Едике (J. Yedike), С. Стивенс (S. Stevens) и др. усматривают в постмодернизме параллели с маньеризмом, причем не только на мировоззренческом уровне, но и с точки зрения чисто формальных и стилистических признаков. Известный исследователь архитектуры академик А. Иконников в нескольких работах сопоставляет маньеризм и постмодернизм в искусстве. Он подчеркивает, что «...маньеризм основывает свои формы на переосмыслении, имитации и искажении классических форм предшествующего периода, и постмодернизм имитирует и инверсирует формы модернизма. … Маньеризм стремится поразить, потрясти зрителя сугубо индивидуальным эффектом, и постмодернизм идет по тому же пути. Здесь и столкновение, казалось бы, несопоставимых масштабов, и неожиданные пространственные трюки, и элементы иллюзорности, и рафинированность в сочетании с брутальностью, и т. д.». Ч. Дженкс (C. Jencks) в своей книге «Язык архитектуры постмодернизма» дает такое определение этому направлению: «Постмодернизм – популистско-плюралистское искусство непосредственной коммуникабельности». Постепенно, как общефилософский и мировоззренческий феномен, это направление получило достаточно самых авторитетных определений и обоснований.

Ж. Бодрийяр (J. Baudrillard) определял его культурную парадигму как основную для искусства нашего времени: «Цитирование, симуляция, реапроприация – все это не просто термины современного искусства, но его сущность».

В момент своего зарождения архитектурный постмодернизм пробовал себя в относительно малых формах магазинов, ресторанов и частных домов, позднее появились первые общественные пространства и сооружения. А уж большие административные здания стали возникать тогда, когда его можно было считать широко распространенной архитектурной тенденцией. Не все исследователи сразу готовы были признать существование постмодернистской архитектуры как отдельного стилевого направления. Исключительно авторитетный К. Фремптон (K. Frampton) вообще не упоминал этот термин, относя его последователей к популизму (Р. Вентури (R. Venturi) и Д. Скотт Браун (D. Scott Brown), Ч. Мур (C. Moore) и Р. Стерн (R. Stern); рационализму (А. Росси (A. Rossi) и Дж. Грасси (G. Grassi), В. Греготти (V. Gregotti), О. М. Унгерс (O. M. Ungers) и Й. П. Кляйхус (J. P. Kleihues); поставангардизму (М. Грейвз (M. Graves), Х. Холляйн (H. Hollein), П. Портогези (P. Portoghesi), Р. Бофилл (R. Bofill), Дж. Стирлинг (J. Stirling) и критическому регионализму (М. Ботта (M. Botta), Т. Андо (T. Ando). Все эти архитекторы в разной степени продемонстрировали приверженность к принципам постмодернистской архитектуры, но то, что она стала существенным явлением мировой практики в последние несколько десятилетий, сегодня уже не подвергается сомнению.

С полным содержанием этого номера Вы можете ознакомиться здесь

Полную версию статьи Вы можете прочитать в нашем печатном издании или подписавшись на электронную версию нашего журнала

strelka Текст: МАРИАННА МАЕВСКАЯ