Поворот Эволюции
Как рождаются архитектурные шедевры? Когда смотришь на известные архитектурные памятники прошлого или на культовые произведения современной архитектуры, то может показаться, что вся эта «музыка в камне» была одномоментно задумана архитектором и на одном дыхании нарисована на бумаге в виде законченных чертежей как результат сиюминутного озарения или же как выношенная годами идея-мечта, отточенная и отшлифованная его мыслями и предыдущими скетчами и эскизами настолько совершенно и гармонично, что у заказчика, сраженного наповал гениальностью зодчего, просто не было иного выбора, как взять и профинансировать строительство без изменений в полном соответствии с задумками автора.
На самом же деле в реальном мире все происходит, как правило, совсем по другому сценарию, и тот шедевр, который мы видим в конце сложного итерационного пути, оказывается продуктом многочисленных конфликтов и столкновений интересов, стилевых предпочтений и конкретных персоналий, кланов, партий и порой целых общественных и религиозных движений.
За редким исключением каждый шедевр из числа крупных и градостроительно значимых сооружений – дитя мучительного многолетнего пути от идеи к реализации и итог сложных политических игр, многоходовых комбинаций, закулисных интриг, в которых архитектору приходится лавировать между разнонаправленными векторами сил, строя мостики между противоречивыми целями и задачами участников процесса, включая заказчика и инвесторов проекта, городские власти, сражаясь за заказ с коллегами-конкурентами, дискутируя с оппонентами и пытаясь склонить на свою сторону местные профессиональные сообщества, архитектурные советы и различного рода манипуляторов общественных настроений типа массмедиа. Каждый такой проект имеет интересную и моментами драматичную историю проектирования и строительства.
Построенная в Москве спиралеобразная башня «Эволюция» является одним из таких уникальных зданий с поистине уникальной историей. 241-метровая спираль выросла на чертежной доске архитектора не одномоментно, а в результате долгого пути со множеством итераций, тупиков и остановок. Проект на участках № 2–3 ММДЦ «Москва-Сити» пережил дефолт 1998 г. и еще пару экономических кризисов, несколько раз кардинально меняя концепцию вместе с программой и функционалом, меняя проектировщиков, подрядчиков, инвесторов…
С полным содержанием этого номера Вы можете ознакомиться здесь
Полную версию статьи Вы можете прочитать в нашем печатном издании или подписавшись на электронную версию нашего журнала
Материалы предоставлены ООО «Сити палас»,
текст Филипп Никандров, Александр Бикин