Символ содружества
Концепция общественно-делового центра на ул. Октябрьской Революции в столице Башкортостана – Уфе была разработана специалистами «ПТАМ Виссарионова» в 2008 – 2009 гг. в соответствии с архитектурно-планировочным заданием городского Управления архитектуры. Основная градостроительная и архитектурно-художественная задача проекта – создание выразительного высотного комплекса «Башни содружества» – символа дружбы башкирского и русского народов. Функциональное наполнение центра – офисные, гостиничные и торговые учреждения, формирующие парадное и притягательное общегородское пространство.
Место проектирования комплекса – своеобразные городские ворота. Оно находится на въезде в Уфу со стороны аэропорта, на высоком и живописном берегу реки Белой. Участок ограничен с северо-запада улицей Воровского, с востока – улицей Октябрьской Революции, с юго-запада – улицей Фрунзе. По ул. Октябрьской Революции сохранился фрагмент купеческой застройки, а на юго-востоке от участка высится монумент Дружбы, сооруженный в честь 400-летия добровольного присоединения Башкирии к России.
Городские ворота – не только символ гостеприимства, в прежние времена они имели важное фортификационное значение. Сегодня их силуэт, как правило, вырисовывается в центре застройки, разросшейся вокруг древнего укрепленного поселения. Такие величественные сооружения есть в разных городах мира. Примечательно, что зачастую они снабжались двумя фланкирующими оборонительными башнями.
Парные башни имеют Науэнские ворота немецкого Потстадама, Закхаймские ворота Кёнигсберга, а также они есть в узбекской Бухаре, нидерландском Лимбурге, итальянском Турине, эстонском Таллине и многих других городах. Между тем, нижние этажи городских ворот часто заполнялись и торговыми лавками, что обусловлено их расположением на бойком месте – на главной дороге в город. Надо сказать, что эти культурно-исторические предпосылки не обсуждались в творческом коллективе как основа проектируемого объекта.
Строгие крепостные башни отнюдь не предполагалось использовать в качестве прямого прототипа. Между тем, их обновленный, гостеприимный образ отчетливо проявился и в композиционно-пространственном решении, и в функциональном наполнении нового комплекса.
Композиция
Концепция предлагает строительство двух 36-этажных башен, овальных в плане, развернутых под разными углами и объединенных стилобатом переменной этажности. В градостроительном отношении эти башни наряду с другими проектируемыми высотными объектами являются доминантой формирующегося в настоящее время нового, более активного силуэта города. Комплекс решен в обтекаемых, природообразных формах, органично дополняющих естественный живопис- ный рельеф этой территории, представляющей собой высокий холмистый берег реки. Композиционно стилобат комплекса разделен «впадиной» между башнями, по которой «протекает» пешеходная улица по направлению от исторической части города к набережной.
Таким образом, высотки, отчасти напоминающие и скалистые природные столбы, располагаются по обе стороны этой выемки, повторяющей складку естественного холмистого рельефа города. Два «склона» стилобата, из которых вырастают башни, подобно началу оврага, смыкаются в верхней части комплекса по направлению к центру города. Пешеходная улица спускается от террасы к террасе с крытыми эскалаторами и траволаторами, завершаясь тоннелем под транспортной магистралью ул. Фрунзе. Соответственно, входы в комплекс располагаются вдоль всего пешеходного променада, приводя посетителей на каждый из функциональных уровней. Кроме того, все этажи-террасы связаны между собой вертикальными коммуникационными узлами, включающими лестницы и лифты.
Полную версию статьи Вы можете скачать здесь
Текст КОНСТАНТИН САВКИН, архитектор «ПТАМ Виссарионова»