Тегеранский синдром
Среди работ, которые жюри конкурса на лучший проект небоскреба, проводимого журналом eVolo, отметило поощрительными премиями, есть и проект иранских архитекторов Махди Камбузия, Алиреза Эсфандиари, Нима Дегани, Мохаммада Ашкбар Сефата – Tehran Tower, о котором мы решили рассказать немного подробнее.
На развитие современных городов большое влияние оказывает экологический фактор. Тегеран – столица Ирана и области Тегеран – находится в полузасушливой континентальной климатической зоне, что обусловлено его географическим положением. Город расположен на севере страны, в одноименной провинции, на южном склоне горы Точал хребта Эльбурс, отделяющего его от Каспийского моря. Тегеран вытянулся с севера на юг на 26 км и с запада на восток – на 40 км. Его северные районы (Шемиран) находятся на высоте до 1800 метров над уровнем моря, а южные пригороды (Рей, Султанабад) вплотную подходят к территории каменистой пустыни Кавир. Площадь столицы Ирана составляет около 1550 кв. км. Перепад высоты в пределах городской черты почти 700 метров: от 1100 м на юге до 1800 м на севере.
Проблемы города
Город (особенно центральная и южная его части) страдает от загрязнения воздуха. Он часто покрыт смогом, что становится причиной различных легочных заболеваний. Экологическая обстановка является к тому же одним из крупнейших факторов смертности в Тегеране. Считается, что в городе с населением около 8, 8 млн жителей ежедневно, в среднем, 27 человек умирают от болезней, вызванных неблагоприятной экологией, что наносит мегаполису большой ущерб. Эти проблемы вызваны географическим расположением столицы Ирана: она находится на северо-западной окраине солончаковой пустыни, а движение влажного воздуха с Каспийского моря затрудняет горная цепь. Город застраивался хаотично, причем в основном малоэтажными домами – высотные здания есть только в западной и восточной областях.
Генеральным планом 1968 года под юрисдикцию столичной мэрии было отведено 1800 кв. км, однако застройка была разрешена только на 60% территорий. За пределами этих границ строительство было запрещено, поскольку оставшаяся равнинная земля использовалась для сельскохозяйственных нужд. Из-за этого город стремительно расширялся в длину вдоль западной и восточной оси. План застройки Тегерана, предложенный известным американским архитектором Виктором Грюеном (Victor Gruen), также не учитывал географические и социальные реалии страны.
В результате, хаотичное разрастание города в длину вызвало досаждающие сегодняшнему Тегерану проблемы ежедневного перемещения его жителей с востока на запад, что приводит к возникновению автомобильных пробок и загрязнению воздуха. Каждый день жители столицы теряют в пробках 12 млн полезных часов, в результате чего экономика страны недополучает ежегодно до 15 млн долларов.
Полную версию статьи Вы можете скачать здесь
Материалы предоставлены eVolo Magazine