Теория цвета Гете
В начале 2007 года компания Elenberg Fraser приступила к работе над проектом жилого высотного здания для университетской территории в Мельбурне, Австралия, где, по требованию заказчика, нужно было предусмотреть размещение компактных квартир. Башня A’Beckett располагается на участке площадью 900 кв. м. Форма здания повторяет очертания его нетрадиционно решенной подиумной части. Облицовка жилой зоны тонким шпоном подчеркивает оформление расположенной ниже автостоянки, которая оборудована лифтами для автомобилей, что освобождает подиум от машин. Cеверная сторона фасада состоит из 347 солнцезащитных жалюзи, раскрашенных в 16 различных цветов. Разглядывая их, можно подумать, что подобное дизайнерское решение продиктовано желанием вписать башню в богатый архитектурный контекст. Однако на самом деле ее создатели изучали не традиционное представление о цвете, а эффекты его восприятия, проверяя при этом теорию Гете. Архитекторы очень заинтересовались тем, как наш мозг реагирует на смешанную и нечеткую цветовую гамму, какие процессы в нем происходят. По иронии судьбы, цветовая палитра жалюзи башни, функция которых заключается в создании затенения, была вдохновлена австралийскими пейзажами, сильно пострадавшими от длительной засухи. Даже в то время, когда La Niña (Ла-Нинья – климатический феномен, приносит дожди) питает пересохшую почву, здание напоминает об экологической истории района и, возможно, его будущем. Теория великого поэта Гете утверждает, что восприятия цвета, возникающие при последовательном или одновременном контрасте, не случайны. Все они как бы заложены в нашем органе зрения. Контрастный цвет возникает как противоположность индуцирующему, т. е., навязанному глазу. В каждой паре контрастных цветов уже заключен весь цветовой круг, так как их сумма – белый – может быть разложена на все мыслимые цвета и оттенки. Потому люди, прогуливаясь вокруг A’Beckett, видят, как черная карта жалюзи открывается, постепенно переходя в развернутую цветовую гамму.
Elenberg Fraser