Территория раздора
Недавнее письмо, подписанное помощником Президента РФ Сергеем Приходько, касающееся в том числе «Охта Центра» – в свете обязательств России перед ЮНЕСКО c целью «поддержания конструктивного диалога с ЮНЕСКО и недопущения нанесения ущерба репутации России», – произвело эффект разорвавшейся бомбы, и многие издания явно поспешили с панихидой по этому проекту, в особенности по его высотной составляющей. На самом деле (как было впоследствии разъяснено в послании пресс-секретаря Президента Натальи Тимаковой) «в письме не содержится указаний, какое решение должно быть принято, а напоминается о необходимости соблюдать международные обязательства Российской Федерации».
Напомню также, что вопрос «Охта Центра» в нашумевшем письме звучал в связке с другой, гораздо более острой проблемой, – изменением границ объекта всемирного наследия. На самом деле два этих вопроса абсолютно неразрывны. В 2007 году Центр всемирного наследия ЮНЕСКО опубликовал свой протест «против строительства башни Газпрома в историческом центре Санкт-Петербурга», да-да, именно так: «в историческом центре».
Тем, кто когда-нибудь посещал Санкт-Петербург, не нужно объяснять, что участок застройки располагается за границами исторического центра – на удалении более 5 км от Дворцовой площади, Адмиралтейства и ансамблей Петропавловского и Исаакиевского соборов. Это гораздо дальше по сравнению с расположением современных высотных зданий относительно главных исторических доминант в таких европейских мегаполисах и столицах, как Париж, Вена, Лондон, Мадрид, Амстердам, Брюссель, Барселона, Милан, Варшава, Франкфурт, Кельн, Прага, Вильнюс, Рига и Таллин.
Нет нужды говорить, что Петербург в этом ряду древних европейских городов самый молодой и, увы, самый амбициозный в части оценки (а вернее сказать, переоценки) своей реальной исторической и культурной ценности для человечества. Нисколько не умаляя достоинства великого города на Неве, я имею в виду прежде всего чрезмерно и до неприличия раздутые границы объекта всемирного наследия. В 1989 году правительство СССР обратилось в ЮНЕСКО с просьбой внести Ленинград и окрестности в Перечень объектов всемирного наследия.
Как пишет Б. В. Николащенко, руководитель архитектурно-планировочной мастерской № 1 НИПИ генплана, в 1989 году начальник ГлавУОП A. M. Алексеев «...немедля распорядился заключить с ЛенНИПИ генплана договор на разработку документации, обосновывающей включение Ленинграда в Список всемирного наследия, и дал на работу один месяц».
Второпях нарисовали план-схему, и в результате в 1990 году номинация Ленинграда с пригородами, согласованная международной комиссией ICOMOS (Международный совет по вопросам памятников и достопримечательных мест), была одобрена на сессии ЮНЕСКО и попала в желанный перечень. В наивной и тщетной надежде, что «заграница нам поможет», чиновники из охранных ведомств «вбили» тогда в номинацию все, что только возможно, и в результате получилась беспрецедентная по своим размерам территория в составе 74 объектов.
Среди них есть не только жемчужины ансамблей исторического центра, Царского Села и Петергофа, но и такие случайные вкрапления, как, например, железная дорога от Петербурга до Павловска, несколько судоходных фарватеров, более десятка автомагистралей (включая Таллинское, Приморское, Колтушское шоссе и др.), вся долина реки Невы вплоть до Ладожского озера и ее набережные по обеим сторонам, где на протяжении почти 70 километров до Шлиссельбурга (то есть 140 погонных километров набережных, застроенных промзонами и занятых лесопарками, а по большей части дачными поселками вперемежку с унылой жилой и промышленной застройкой Рыбацкого, Усть-Ижоры, Отрадного и Дубровки) вы не встретите ни одного настоящего памятника архитектуры даже местного значения, что уж там говорить о всемирной ценности.
Кстати, Долина реки Эльбы, которая образовывала на протяжении 20 км в районе Дрездена объект всемирного наследия ЮНЕСКО, была в прошлом году исключена из Перечня из-за строительства нового моста, нарушающего, по мнению экспертов Центра всемирного наследия, визуальные направления и связи в долине. При этом дрезденский мост в несколько раз меньше и ниже Большого Обуховского (вантового) моста, недавнее строительство которого в долине Невы (как объекта всемирного наследия) прошло для Центра всемирного наследия абсолютно незамеченным даже несмотря на высоту пилонов выше шпиля Петропавловки! Двойной стандарт получается...
Полную версию статьи Вы можете скачать здесь
Текст ФИЛИПП НИКАНДРОВ, директор RMJM, главный архитектор проекта «Охта Центр»