Токио – Москва: освоение пространств
Москва переживает переходный период – самый населенный город европейского континента прирастает новыми землями. Согласно новому проекту расширения территории столицы, она увеличит свои размеры более чем вдвое.
Уверен, что такой план вызвал скептическую реакцию у многих, поскольку во всем мире наблюдается тенденция к ограничению экспансии городов – к более компактному строительству и увеличению плотности населения, энергетической эффективности, к сокращению расстояний маятниковых поездок к месту работы, учебы и т. п. Новый субцентр расположится на юго-западе, что вызывает опасения жителей столицы: чтобы попасть туда на работу, им придется ехать через центр или МКАД.
Это увеличит нагрузку на исторический центр, который и так задыхается, не сократив при этом горожанам ежедневное время в пути. Однако хотелось бы возразить скептикам и поделиться некоторыми идеями, почерпнутыми из опыта развития Токио, где я провел значительную часть своей жизни, наблюдая за его эволюцией на протяжении 15 лет. В совокупности с соседними городами Кавасаки и Йокогама, Токио считается одним из наиболее населенных городских конгломератов на планете.
Однако если рассматривать плотность населения только в Токио и сравнивать с данными по Москве, то российская столица окажется вдвое гуще населенной. На сегодняшний день плотность ее населения составляет более 1000 человек на кв. километр, что приводит к бесконечной толкотне, печально известным пробкам на дорогах, загрязнению воздуха и огромному давлению на исторический центр.
Прекрасные старинные особняки быстро вытесняются новыми, более высокими зданиями, что приводит к росту интенсивности потока машин. Из-за нехватки подземных стоянок автомобили паркуют на дорогах, забивая ими транспортные артерии города. Словом, Москва действительно нуждается в расширении. В последние годы мы стали свидетелями рождения новых субцентров, таких как «Москва-Сити» – первый крупномасштабный территориальный комплекс, совместивший в себе деловую, жилищную и развлекательную инфраструктуру в едином проекте застройки.
Еще один крупномасштабный многоцелевой субцентр, возводимый в юго-восточной части Москвы, – комплекс «Метрополия». Но будет ли подобных районов застройки достаточно? Ролан Барт, известный французский теоретик, философ и семиолог, в своей книге «Империя знаков» описывает центр Токио, императорский дворец как тихое и неприметное место, оберегаемое и не принимаемое в расчет как функциональную единицу городской инфраструктуры.
Действительно, Токио – это столица с «полым центром» – мирным, спокойным и закрытым для проезда автомашин. Но в то же время это высокоразвитый полицентрический мегагород с разветвленной сетью подземных кварталов, пунктуально функционирующий. Общественный транспорт здесь хорошо развит и всегда работает строго по расписанию.
Токио насчитывает, как минимум, девять центров, по масштабам сопоставимых с «Москва-Сити» и «Метрополией». Вокруг «полого центра» возведены субцентры Shinjuku, Shibuya, Ikebukoro, Shiodome, Akihibara, Roppongi, Sinagawa, Ueno и модный деловой район Marunouchi, соединенные кольцевой линией электропоездов Яманотэ (Yamanote). Название района Marunouchi переводится как «внутри круга», и связано это с тем, что он находился в пределах внешнего (дальнего) рва, из числа когда-то окружавших дворец.
Полную версию статьи Вы можете скачать здесь
Текст Фади Джабри, генеральный директор Дубайского бюро Nikken Sekkei, ОАЭ, архитектор