Главная Строительство Учет аэроупругости при расчете навесных фасадных систем

Учет аэроупругости при расчете навесных фасадных систем

Учет аэроупругости при расчете навесных фасадных систем

Аэроупругостью, или аэроупругим взаимодействием, считается процесс взаимодействия упругого объекта с воздушной средой (воздушным потоком). При этом происходит взаимное воздействие воздушного потока на объект, и наоборот: аэродинамические силы, действующие на упругий объект, приводят к деформации его поверхности, что, в свою очередь, изменяет аэродинамические силы. В нашем случае упругими объектами будут здания или сооружения.

Становление аэроуругости как самостоятельной дисциплины состоялось в 30-х годах прошлого века, и связано это было с развитием авиации. Работы М. В. Келдыша в конце 30-х годов заложили математические основы теории аэроупругости и показали возможность моделирования этого явления в аэродинамических трубах. Большой вклад в исследования практических вопросов аэроупругих взаимодействий внесли Е. П. Гросман, Я. М. Пархомовский, Л. С. Попов и др.

В области строительных конструкций пионером динамических расчетов был Н. М. Бронштейн. Динамическими взаимодействиями зданий и сооружений также занимались С. П. Тимошенко, И. М. Рабинович, Б. Г. Коренев и др. Среди иностранных ученых, разрабатывавших аналитические, численные и экспериментальные методы аэродинамики, можно отметить В. Бирбаума, Т. Кармана, Э. Симиу, А. Фершинга, Р. Мазе.

При обтекании здания ветровым потоком возникает так называемая неустойчивость аэродинамических параметров среды; происходит резкая смена давления ввиду отрыва потока от конструкции строения. Инициируются процессы вихреобразования. Появляющиеся вследствие этого аэродинамические силы приводят к дополнительному нагружению сооружения и его отдельных частей, дополнительные усилия от которого необходимо учитывать при прочностных расчетах НФС.

Большая часть аэроупругих процессов носит автоколебательный характер, возникающий при энергетическом обмене между потоком и обтекаемым телом. Основными явлениями аэроупругости можно назвать флаттер (срывной флаттер) и бафтинг. Если рассматривать вопросы аэроупругости с точки зрения воздействия на конструкцию, то следует говорить о таких понятиях, как вихревое возбуждение, галопирование поперек воздушного потока, дивергенция и параметрический резонанс.

С точки зрения теории устойчивости (по А. А. Липунову), аэродинамические взаимодействия также можно охарактеризовать как процессы аэроупругой устойчивости.

Полную версию статьи Вы можете скачать здесь

strelka Текст: ВИКТОР РАЗУВАЕВ, руководитель ПКБ ООО «Алютерра СК»,
АНТОН СУТЯГИН, технический директор ПКБ «Эпсилон»