В поисках гармонии
Центр Санкт-Петербурга входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, поэтому проект строительства «Охта Центра» на границе его охранной зоны вызывает озабоченность международной организации. В связи с этим мы попросили ответить на наши вопросы председателя Исполнительного совета ЮНЕСКО, Постоянного представителя России при ЮНЕСКО Элеонору Митрофанову.
Каким критериям должен соответствовать объект, чтобы его включили в Список всемирного наследия? Кем инициируется номинирование? Инициатива по номинированию своих культурных или природных объектов в Список всемирного наследия ЮНЕСКО принадлежит государству – участнику Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года, являющейся одним из главных международных правовых инструментов ЮНЕСКО в области культуры.
Россия – участница Конвенции и, соответственно, все ее положения, равно как и решения Комитета всемирного наследия, являются для нас обязательными. Центр всемирного наследия – подразделение Секретариата ЮНЕСКО, обеспечивающее выполнение Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года, предлагает государствам-сторонам консультационную помощь и содействие в подготовке досье номинации.
Оно должно быть по возможности исчерпывающим и содержать всю необходимую документацию, в том числе картографическую. После того как номинируемый объект получил экспертную оценку в Центре всемирного наследия, Комитет всемирного наследия принимает окончательное решение по его включению в Список. Комитет может отложить решение и попросить государство предоставить дополнительную информацию об объекте или же сообщить об отказе.
Чтобы получить статус всемирного наследия, объект должен представлять собой выдающуюся мировую ценность и удовлетворять как минимум одному из 10 критериев отбора. Перечисление и разъяснение критериев содержится в Руководстве по применению Конвенции о всемирном наследии, которое, наряду с Конвенцией, является основным рабочим инструментом Комитета.
Например, номинируемый объект должен: быть шедевром творческого гения человека; отражать существенное влияние взаимообмена общечеловеческими ценностями – в пределах определенного периода времени или культурного района мира – на развитие архитектуры, технологии, монументального искусства, градостроительства или планирования ландшафтов; быть уникальным или, по меньшей мере, исключительным свидетельством культурной традиции или цивилизации; представлять выдающийся пример типа строения, архитектурного ансамбля или ландшафта, иллюстрирующего важный этап в истории человечества, и так далее.
На основе каких методов и данных принимается решение о степени влияния объекта строительства на историческую охранную зону? В контексте контроля за реализацией Конвенции Комитет всемирного наследия установил процедуры Реагирующего мониторинга и Периодической отчетности, являющиеся основными методами получения информации. Иными словами, Комитет принимает решения на основе данных, полученных из предоставляемых государствами отчетов о состоянии сохранности своих объектов всемирного наследия, и по итогам инспекционных поездок на места.
Принимаются во внимание также сигналы от гражданского общества – неправительственных организаций и отдельных граждан. Все данные тщательно изучаются экспертами ЮНЕСКО и его независимыми партнерами (ИКОМОС, МСОП и др.) на предмет отсутствия угрозы, в частности со стороны человеческой деятельности, для сохранения универсальной мировой ценности такого объекта и поддержания его аутентичности и целостности. То есть, соблюдаются ли условия, на основании которых объект номинировался в Список всемирного наследия.
В частности, в Руководстве по применению Конвенции 1972 года в качестве одного из признаков установленной опасности для объектов культурного наследия прописано «серьезное нарушение архитектурной и/или градостроительной связности». А потенциальной опасностью обозначены «возможные пагубные последствия реализации градостроительных объектов и проектов хозяйственного развития регионов». Все процедуры детально прописаны в документах ЮНЕСКО, решения принимаются транспарентно, и для субъективизма и предвзятости нет никакой почвы.
Полную версию статьи Вы можете скачать здесь
Текст ДАРЬЯ СУББОТИНА, фото АЛЕКСЕЙ ЛЮБИМКИН