Главная Международный обзор Вечно живой хай-тек

Вечно живой хай-тек

Вечно живой хай-тек

Небоскреб как архитектурная типоло-гия зародился на заре промышленной революции, и до настоящего момента именно этот тип сооружений остается самым ярким достижением зодчества ХХ века. А хай-тек стал одним из наибо-лее благодатных стилевых направлений в высотном строительстве, поскольку технологические новации компьютер-ной эры только повысили возможности его дальнейшего развития.

Но давайте разберемся с терминологией. Хай-тек (англ. hi-tech, от high technology – высокие техно-логии) – это эстетическое течение в архитектуре и дизайне, оформившееся в 70-е годы ХХ века, которое является одной из наиболее интересных современных версий техницизма. Достижения технического прогресса призваны радикально и непрерывно обновлять средства языка подобной архитектуры. К этой стилистике принято относить сооружения, в которых художественная яркость и целостность образа достигается за счет включения структурных элементов непосредственно в его внешний облик. Наиболее часто этот термин применяют к знаковым объектам – манифестам 70-х годов, таким как Центр Помпиду (Centre Pompidou) в Париже Р.  Роджерса и Р.  Пиано. Выдержав шквал нелицеприятной критики в период постройки (1977), со временем он превратился в одну из достопримечательностей города, обязательных к посещению туристами. Кстати, сам Пиано сегодня определяет стиль своего детища как Bowellism (от английского bowels – внутренности) и подчеркивает его отличие от современного понимания хай-тека.

Генетическая преемственность эстетики этого стиля хорошо прослеживается от более ранних американских построек структурализма 1960-х  годов. По мнению многих исследователей, архитектурный хай-тек 1970-х является своеобразным завершающим этапом в последовательном эстетическом освоении ХХ  веком новых индустриальных форм, вслед за русским конструктивизмом и западным структурализмом, который сфокусировал свои усилия на внедрении новейших конструктивных систем при проектировании крупномасштабных высотных объектов. Т. Маклакова выделяет, в зависимости от особенностей конструктивной основы здания, следующие разновидности эсте-тики «стиля большого бизнеса / big busness style», которые предопределили дальнейшее развитие хай-тека, где за основу образного решения берет-ся эстетика: а)  оболочково-каркасной системы (как в зданиях WTC в Нью-Йорке и Transamerica Pyramid в Сан-Франциско); б)  каркасно-ствольно-подвесной (музей BMW в Мюнхене); в)  ствольной (офис «Рыцарей Колумба» в Нью-Йорке); г)  оболочково-диафрагмовой (Sears Tower в Чикаго). Для большинства подобных зданий, принадлежащих крупным корпорациям, характерны сдержанный и несколько лапидарный дизайн, подчеркнутая тектоничность, где основной упор делается на использование высококачественных и технологичных материалов, а также композиционное увели-чение значения входной группы и общественного пространства перед ней.

Главными идеологами этого направления стали, в основном, англичане – Норман Фостер (Norman Foster), Ричард Роджерс (Richard Rogers), Николас Гримшоу (Nicholas Grimshaw), в определенные периоды – Джеймс Стирлинг (James Stirling) и итальянец Ренцо Пиано (Renzo Piano). Хай-тек сразу оказался практически реализуемым архитектурным течением, в отличие от почти совпадающих с ним по времени постмодернизмом и деконструктивизмом, разрабатываемых, в первую очередь, теоретически. Большое влияние на первые постройки в этом стиле оказали работы группы Archigram, включившей в архитектурный обиход идеи поп-арта и научной фантастики, а также геодезические купола и разработки Р.  Б.  Фуллера (R.  B.  Fuller), с которым длительное время сотрудничал Н.  Фостер, и О. Фрея (O. Frey) с его кинетическими структурами. В американской практике к разработке отдельных приемов эстетики хай-тека чаще других обращался Брюс Грэхем (Bruce Graham). Поэтому постройки по проектам компании SOM, такие как BMA  Tower в Канзас-Сити (85 м, 1961) или, позднее, John Hancock Center в Чикаго (344 м, 1969) и фостеровская Hearst Tower в Нью-Йорке (182 м, 2006) несли в себе определенные черты этого направления.

С полным содержанием этого номера Вы можете ознакомиться здесь

Полную версию статьи Вы можете прочитать в нашем печатном издании или подписавшись на электронную версию нашего журнала

strelka Текст: МАРИАННА МАЕВСКАЯ