Главная Международный обзор Вершины и надежды ЮАР

Вершины и надежды ЮАР

Вершины и надежды ЮАР

Африка как континент представляет собой удивительную смесь различных традиций, верований и культур: арабской, европейской, традиционной – местных народностей. Наличие различных религиозных систем (мусульманство, иудаизм, христианские протестантизм и католицизм, индуизм, архаические культы и верования древнеегипетской цивилизации) дало потрясающие по насыщенности результаты. Но самой противоречивой и неоднородной, а следовательно, неожиданной, в том числе по культурным результатам, по праву можно назвать Южно-Африканскую Республику.

ЮАР – одна из самых колоритных стран Африки, сотканная из ярких контрастов. Древние африканские культуры, соприкасающиеся с рациональной традицией европейских переселенцев; огромные природные богатства и разнообразнейший животный мир; наконец, торговые пути через два океана – все это создает уникальную картину жизни этой страны. Большинство городов ЮАР начали активно развиваться в начале XIX века, когда были открыты месторождения драгоценных металлов.

В архитектурном облике Порт-Элизабета, Дурбана, Блумфонтейна господствовала эклектика. В Претории старались придерживаться традиций предшествующей «капской», или староголландской, архитектуры ранне-колониального периода. Примером местного варианта неоклассицизма служили постройки архитектора Х. Бейкера в Йоханнесбурге, а Кейптаун тяготел к неоготическим мотивам.

В 1920-е годы в стране появились первые работы в стилистике функционализма, а десятилетием позже и здания в стиле ар-деко. Однако наиболее масштабное строительство развернулось в ЮАР уже во второй половине ХХ века. Оно отразило в том числе все более увеличивающееся социальное неравенство между белым и черным населением.

Кейптаун
 Определение статуса столицы ЮАР вызывает некоторые трудности. В большинстве случаев формально главным административным городом страны называют Кейптаун – столицу Западно-Капской провинции. Это действительно старейший крупный город с населением в 3 497 тысяч жителей, на территории которого сегодня расположен парламент – главный управляющий орган государства. Первый форт на мысе Доброй Надежды был построен в 1652-м году.

Вокруг укрепления началось активное строительство капской колонии, и уже в 1666–72-м гг. возвели 5-угольный в плане каменный замок (архитектор П. Домбаер). Параллельно разрасталась сеть улиц и примыкающих к замку отдельных поселков, постепенно превратившихся в единую городскую структуру – Кейптаун. Эстетические предпочтения голландских переселенцев к XVIII веку частично переориентировались на французскую ренессансную традицию, в архитектуре появились богатый декор и скульптурное убранство.

В XIX веке архитекторы продолжали приспосабливать достижения европейской архитектурной мысли викторианской эпохи к особенностям местного климата, что способствовало возникновению своеобразной европейско-африканской традиции в архитектуре. Высотными доминантами города оставались немногочисленные сакральные постройки, в частности, христианский собор Св. Георгия, мечети Пинк-Палм-Три и Нурел-Намейда, несколько меркнущие на фоне знаменитой Столовой горы (1086 м), по-прежнему являющейся главным символом Кейптауна.

Новая модернистская архитектура, в том числе высотная, появилась в ЮАР с небольшим отставанием от Европы и США, поскольку 2-я англо-бурская война и сопутствующие общественные потрясения в самом начале ХХ века отняли значительные силы и ресурсы. Возможно, именно поэтому следующая общемировая волна интереса к созданию многоэтажных зданий – уже во второй половине прошлого века, была поддержана здесь с неподдельным энтузиазмом.

Удачным фоном для активного высотного строительства в этот период стал также бурный экономический рост страны в 1960–1970-е годы. Большинство высотных сооружений Кейптауна построены в период увлечения мировой архитектурной мысли офисными призмами «а ля Мис ван дер Роэ». Наиболее востребованные высотные параметры в это время – от 100 до 130 м, а каждое новое крупное сооружение появлялось в городе, в среднем, один раз в два года.

Самое высокое из них построено в середине 1990-х и поднимается на целых 150 м. Это офисное здание из стекла, стали и бетона носит название Metlife Centre (1993). Оно состоит из 28-ми эксплуатируемых этажей, внушительного 22-метрового шпиля и располагается напротив не менее знаменитого Cape Town International Convention Center. Наиболее впечатляющими башенными призмами 1970-х годов в застройке Кейптауна следует также назвать 1 Thibault Square (127 м, 1972), Atterbury House (119 м, 1976), ABSA Centre Cape Town (117 м, 1970), Golden Acre (108 м, 1979).

В начале 1980-х строительство высотных башен было продолжено, и город получил комплекс Cape Sun Southern Sun (105 м, 1982). Целым десятилетием позже город вернулся к необходимости создания новых высотных объектов, результатом чего, помимо непревзойденной башни Metlife Centre, стало появление здания Triangle House (104 м, 1993). После 15-летнего затишья в строительстве высотных сооружений для Кейптауна наметился прорыв.

Новая башня под названием Portside Tower должна подняться на 148 м. Приверженец классической модернистской эстетики, архитектор Луис Кэрол (Louis Karol) предложил свою концепцию создания нового высотного комплекса, потратив 18 месяцев на согласование проекта с городскими властями, жителями прилегающих районов и с непосредственным заказчиком. В результате на суд общественности был представлен проект сооружения, сочетающего в себе утилитарные нужды различных заинтересованных сторон.

Важным градостроительным ограничением было указание не превышать визуальную панораму Столовой горы, являющейся основной туристической достопримечательностью города. В соответствии с современным подходом к возведению и эксплуатации высотных зданий, новый кейптаунский небоскреб будет многофункциональным. Помимо 24-х этажей офисных помещений класса А, в нем разместятся фешенебельный отель (5 этажей), разветвленная общественная зона, раскрытая на городское окружение, комфортабельные конференц-, спортивные и банкетные залы.

Здание также будет иметь удобные подъезды для личного и общественного транспорта. Стеклянно-алюминиевый фасад этой объемно-пространственной структуры представляет собой три соединенные тонкие трубки, на которые «нанизываются прямоугольные прозрачные блоки, постепенно складывающиеся в единый объем, органично вырастающий из более массивной и широкой нижней части комплекса».

Рисунок внешней сетки фасадов напоминает лондонские хайтековские прототипы и считается одним из наиболее модных и продвинутых способов облицовки высотных зданий во всем мире. Для ЮАР это будет определенно инновационный проект. Завершение строительства нового здания планируется уже в текущем 2011-м году.

Полную версию статьи Вы можете скачать здесь

strelka Текст МАРИАННА МАЕВСКАЯ,
фото A3 Architects, Louis Karol