Жизнь по Генплану
Градостроительная деятельность в Москве ведется в соответствии с законами, которые в последние годы были во многом усовершенствованы. Московской городской Думой приняты два основополагающих документа – Градостроительный кодекс и Генеральный план развития Москвы до 2025-го года. На очереди – законы «О правилах землепользования и застройки» и «О нормах и правилах градостроительного проектирования». Какие изменения произойдут в связи с появлением этих документов? Насколько они понятны инвесторам и застройщикам? Эти и другие вопросы мы задали Михаилу Москвину-Тарханову, председателю Комиссии по перспективному развитию и градостроительству Мосгордумы.
Михаил Иванович, в настоящее время идет обсуждение Закона «О нормах и правилах градостроительного проектирования». В чем его суть?
Законопроект «О нормах и правилах градостроительного проектирования» рассмотрен правительством Москвы, получил некоторые замечания и в настоящее время дорабатывается. Он определяет социальную составляющую проектирования, связанную с комфортом проживания и удобством граждан. Дело в том, что все существующие нормы и правила могут быть урегулированы техническими регламентами, или по-старому СНиПами и ГОСТами, которые по Закону «О техническом регулировании» и 71-й статье Конституции РФ относятся исключительно к прерогативе федеральной власти.
В данном случае речь идет о нормах, непосредственно относящихся к материальным объектам. Нам остается только социальная составляющая проектирования, то есть нормы, которые связаны с расположением объектов, что позволяет обеспечить наибольший комфорт москвичей. Поэтому мы решили, что нужны нормы доступности, поскольку нормы насыщенности уже установлены. Правилами определено, сколько должно быть больничных коек на душу населения, какова вместимость кинотеатров и т. д.
Но сегодня этого недостаточно, и я думаю, что мы их дополним еще и численными значениями – это и расстояние от подъезда до гаража для человека, живущего на данной территории, в том числе для инвалида, до автобусной остановки, станции метро, поликлиники, детского сада, школы, места работы, и всевозможные другие связи. То есть, требуется создание определенного количества условий для перемещений в городе, чтобы обеспечить максимум комфорта и соответствующее качество жизни. Собственно говоря, эти социальные нормы и определяет Закон «О нормах и правилах градостроительного проектирования».
А в Генеральном плане развития Москвы до 2025-го года, принятом Мосгордумой, эти нормы уже учитывались?
Нет, нормы принимаются на основании Генплана. Конечно, хотелось бы иметь автобусную остановку рядом с домом, школу и гараж в каждом дворе. Однако Генплан определяет стратегию развития города, то есть его возможности, исходя из которых создаются нормативы градостроительного проектирования, на основе реальности, а не мечты.
Поэтому сначала принимается Генплан, а уже потом нормативы градостроительного проектирования, а не наоборот. Это установлено Градостроительным кодексом РФ, хотя при составлении Генплана должны учитываться существующие на данный момент нормативы, но потом они могут изменяться. После принятия нового Генплана, его уточнения и актуализации нормативы будут проверяться и по необходимости тоже актуализироваться.
Полную версию статьи Вы можете скачать здесь
Текст ЕЛЕНА ГОЛУБЕВА